Обложка сборника (1985 г.)




Где купить:

Ozon.ru


Текст © Елена ди Венериа




Человек, потерявший лицо♥♥♥♥♥, RU
1929 г.

Человек, нашедший свое лицо♥♥♥♥♥, RU
1940 г.

У нас, в культурнейшей стране мира, совершенно иное. У нас наше лицо крепко спаяно с нашим кошельком. И, пока кошелек толст, нам не грозит потеря лица в китайском смысле слова, какими бы проделками мы ни занимались. [...] Но горе тем, кто, как я, осмеливаются изменить свое физическое лицо. Тогда их лишают всего: денег, имени, дружбы, работы, любви. Да и может ли быть иначе в стране, где царит доллар?
(А. Беляев, "Человек, потерявший лицо")


Александр Беляев

Александр Беляев, советский писатель-фантаст, автор таких известных книг, как "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Звезда КЭЦ", "Ариэль", "Остров погибших кораблей", намного опередил науку, предвосхитив многие открытия. Его романы, повести и рассказы полны не только техническими новшествами, но и размышлениями об общечеловеческих ценностях, о людях, которые противопоставлены обществу, о нравственных и моральных проблемах.

Александр Романович Беляев родился 4 марта 1884 в Смоленске. В детстве он был любознательным непоседой, и, увы, ни к чему хорошему это не привело - одна из проказ закончилась травмой глаза, а другая (Саша мечтал научиться летать и прыгнул с крыши) - к повреждениям позвоночника. Отец, православный священник, видел сына продолжателем династии, но из духовной семинарии Беляев вышел, вопреки ожиданиям родителя, атеистом. Он поступил на юридический. После смерти отца ему пришлось подрабатывать. В детстве Беляев сам научился играть на скрипке и пианино, и теперь стал играть в цирковом оркестре, а кроме того давать уроки, рисовать декорации для театра. По завершении обучения он стал поверенным - и успешным, хорошо зарабатывал и много путешествовал по Европе. И все же в 1914 году он оставил юриспруденцию и занялся творчеством.

Старая травма спины дала о себе знать, когда в тридцать пять Беляев заболел плевритом, из которого развился туберкулез позвоночника, и он оказался прикован к кровати на долгие месяцы. Он переезжает в Ялту, потом в Москву, в Ленинград, в Киев, снова возвращается в Ленинград, много читает (Жюля Верна, Уэллса), занимается самообразованием, пишет сам. И снова возвращается болезнь. Свои чувства, мысли, ощущения обездвиженного человека Беляев вложил в уста профессора Доуэля - ожившую голову, лишенную тела, способную только мыслить и говорить. Мечты о свободе движения, свободе полета писатель доверил Ариэлю, молодому человеку, обретшему способность летать.

Беляев с семьей поселился в Пушкине, недалеко от Ленинграда. Перед войной он перенес тяжелую операцию, когда начались бои, эвакуироваться отказался. И умер от голода 6 января 1942 года.

Современные читатели, вероятно, найдут произведения Беляева отчасти наивными, местами "про-советскими". Тем не менее в них есть то, чего зачастую лишены нынешние бестселлеры - искренней веры в человека, его возможности, его гуманность.


Осторожно, спойлеры!


Я понял вас. Вы правы. Брак со мной оскорбляет и оскверняет человека, как прикосновение отвратительного гада. – Престо вдруг топнул ногой и крикливым женским голосом закричал: – А если этот гад наделен горячим любящим сердцем? Если этот гад требует своего места под солнцем и своей доли счастья?..
(А. Беляев, "Человек, потерявший лицо")


Илл. из сборника 1987 г.
Увеличить

Повесть "Человек, потерявший лицо" была опубликована в 1929 году. Это история уродливого карлика по имени Антонио Престо, талантливого актера и режиссера. В детстве Тонио убежал из дома, бродяжничал, выступал в цирке, сумел подняться на вершину успеха в кино. Его внешность не была отталкивающей - она невероятно смешила. Смешила так, что однажды Престо чуть не убил этим смехом свою партнершу по съемочной площадке, звезду экрана Гедду Люкс, к которой пришел однажды говорить о любви.

- Люди беспощадны к безобразию, пусть же и безобразие будет беспощадно к красоте. Моя душа почернела, как черный скорпион, и стала злее злого горбуна, - кричал Престо.
(А. Беляев, "Человек, потерявший лицо")

Гедда отвергла его чувства, и Престо решился на отчаянный шаг - изменить внешность. В этом ему мог помочь некий доктор Сорокин, изобретший уникальные препараты, способные воздействовать на гипофиз. Принимая лекарства, все уроды могли преобрести нормальный облик - тот, которого их лишила та или иная болезнь. Престо приезжает в клинику и "теряет лицо".

"Потерять лицо" - идиома, хорошо известная в восточной культуре. Вот что говорит Престо публике: "Известно ли вам, что в Китае существует такое выражение: "Человек, потерявший лицо"? Так говорят про какого-нибудь человека, совершившего неблаговидный поступок и потерявшего из-за этого всю свою репутацию. "Человек, потерявший лицо" – это гражданская смерть. Правда, – в Китае…" (Тут уместно вспомнить о книге "Чужое лицо" Кобо Абэ, где главный герой тоже теряет лицо - в прямом и переносном смысле).

И вот Престо возвращается к друзьям и коллегам уже в обновленном виде. Он больше не урод. И его не узнали, не захотели узнать. И Престо остроумным способом мстит всем, кто отвернулся от него, кто отказал в помощи.

Через два десятка лет, за два года до смерти, Беляев переписал повесть и дал ей новое название - "Человек, нашедший свое лицо". Оно не случайно. Повесть увеличилась вдвое - появилась вторая часть, как раз о том, как Престо, получив новую внешность, ищет себя, свое место в мире.

Он, также как и в первом варианте, отомстил обидчикам, но после потери лица по воле автора все-таки его нашел:

Впрочем, нет. Теперь я не один. Правда, враги нанесли очень тяжелый удар. Ну, что ж, этим самым они только помогли мне еще яснее определить свои путь. Теперь меня уже никто не собьет, – буду мстить и бороться до последнего издыхания.
(А. Беляев, "Человек, нашедший свое лицо")


=^_^=

• Где читать


Прочитать оба романа можно, например, здесь:

Александр Беляев. Собрание сочинений в восьми томах. Том 4. Серия: Путешествия. Приключения. Фантастика. - Изд.: Молодая гвардия, 1963 г. - 416 с., ил.

Александр Беляев. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Серия: Путешествия. Приключения. Фантастика. - Изд.: Молодая гвардия, 1964 г. - 400 с., ил.

Книги содержат цветные и черно-белые иллюстрации.


На верх страницы.