Материалы предоставлены Еленой Писклюковой, Stevebarton.ru. Пожалуйста, не копируйте материалы без разрешения!
Стивен Нил Бартон (Steven Neal Barton) родился 26 июня 1954 года в городе Хот Спрингс, штат Арканзас.
Родители Стива не были профессиональными музыкантами, однако в их доме всегда звучала музыка: Мэри Бартон играла на фортепиано,
Том Бартон пел в церковном хоре. Неудивительно, что Стив достаточно рано начал проявлять музыкальные и артистические способности.
В десять лет он упросил родителей нанять для него преподавателя фортепиано, в тринадцать — дебютировал на сцене полупрофессионального
некоммерческого театра в мюзикле "Hello, Dolly!" в роли Барнаби Такера.
Позднее Стив Бартон поступил в Техасский Университет (University of Texas, Austin) на отделение драмы, выбрав в качестве
специализации актерское искусство и танец. За время учебы он принял участие более чем в тридцати постановках, осуществленных
университетской театральной труппой, а также Остинским балетом (Ballet Austin), где в течение трех сезонов он был одним
из ведущих танцовщиков.
Кони МакМиллан, бывший менеджер по продажам Театрального комплекса Техасского университета, в интервью, данном остинскому
журналу "Американ Стейтсмен", сказала, что Бартон был совершенно особенным артистом. "На мой взгляд, он был самым талантливым
студентом, которого я видела за все годы работы по этой программе, — заявила МакМиллан, которая работала в Техасском университете
с 1973 по 1996 год. — Его таланты были крайне разнообразны: он был певцом, музыкантом, танцором, художником-графиком, и он
использовал все свои способности".
По окончании Университета Стив Бартон решил продолжить карьеру в Европе и вместе со своей женой, танцовщицей и хореографом
Дэнни Берри (Denny Berry) переехал в Швейцарию. С период с 1978 по 1981 год он принял участие в целом ряде
постановок городских театров Санкт-Галлена (Stadttheater St. Gallen) и Берна (Stadttheater Bern), сыграв Габи
в "On The Town" ("Увольнение в город"), Риффа в "Вестсайдской истории", Иисуса в "Годспелле", Тибальта в "Ромео и
Джульетте", Эль Галло в "The Fantasticks" и целый ряд других ролей. В 1982-83 годах Стив Бартон дебютировал на
немецкой и австрийской сценах, сыграв Ланселота в мюзикле "Camelot" ("Камелот"), поставленном Бадишез Штадтеатром
города Карлсруэ (Badisches Staatstheater, Karlsruhe), а также Иисуса Христа и Петра в постановках венского театра
Theater an der Wien и берлинского Theater des Westens.
В 1983 год году Стив Бартон принял участие в первой немецкоязычной постановке мюзикла "Cats" ("Кошки"), осуществленной венским
театром Theater an der Wien. Это событие сыграло исключительно важную роль в дальнейшей творческой судьбе Стива: во время
работы над "Cats" он познакомился с хореографом Джиллиан Линн (Gillian Lynne), которая впоследствии
станет хореографом-постановщиком мюзикла "The Phantom of the Opera". По словам Линн, эта встреча произвела на нее
неизгладимое впечатление: "Моя первая встреча со Стивом Бартоном — это воспоминание, которое невозможно забыть. Этот замечательный
человек вошел в зал, где шел просмотр, с удивительно вдохновенным лицом и сияющими глазами. Он станцевал просто потрясающе, и
я подумала — ну, хорошо, наверное, в таком случае он не умеет петь или играть. Однако он удивил нас всех. И я не только утвердила
его на роль Мункустрапа в "Cats", но и создала для него роль более значимую".
Действительно, несколько лет спустя именно Джиллиан Линн пригласила Стива Бартона на кастинг в мюзикл "The Phantom of the Opera".
К тому моменту у постановщиков спектакля возникли очень серьезные трудности с подбором актера на роль Рауля. Дело в том, что он
должен был обладать целым набором качеств: быть хорошим вокалистом и отменным танцором (это требовалось для сцены "Маскарад")
и помимо этого — выглядеть и держаться так, чтобы у зрителей не возникло и тени сомнения, что перед ними — истинный аристократ.
Были прослушаны многие претенденты, однако ни один из них не показался постановщикам достаточно убедительным.
Именно тогда Джиллиан Линн вспомнила о Стиве Бартоне. Она позвонила ему в Берлин, где он в тот момент играл в мюзикле "Компания"
("Company") Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim) и совершенно не помышлял о переезде в Англию. Тем не менее,
Линн удалось убедить его прилететь на выходные в Лондон, чтобы принять участие в кастинге на роль Рауля.
На кастинг Стив пришел одетый как настоящий техасец — на нем были ковбойские сапоги и голубые джинсы. Однако выбранный для
прослушивания номер (это была песня "Я — то, что я есть" из мюзикла Джерри Хермана и Харви Фирстайна "Клетка для дураков"
("La cage aux Folles")) он решил исполнить на немецком языке. Белокурый молодой человек с замечательной пластикой
и глубоким, красивым голосом буквально наповал сразил постановочную группу. В одном из интервью Джиллиан Линн рассказывала:
"Когда он запел, Хэл (Принс) взволнованно воскликнул: "Вот! Это наш Рауль!" К этому моменту Стив не успел исполнить даже
половины песни, и рассердился, что его не слушают. Он запел громче — и с таким эмоциональным накалом! Какой талант..."
Стив Бартон в роли Рауля
Стив Бартон был утвержден на роль Рауля, и это стало настоящим прорывом в его творческой биографии, ведь именно участие в
"Призраке Оперы" принесло ему мировую известность. Сам Стив прекрасно отдавал себе отчет в том, насколько редким является
представившийся ему шанс. В одном из интервью, данном в британской "Лондон Стандарт", он сказал буквально следующее: "Я знаю,
что многие люди отдали бы жизнь за ту роль, которая досталась мне".
В июле 1986 года Стив Бартон впервые предстал перед ограниченным кругом зрителей на предпоказе мюзикла в
Сидомонтоне. Это был по сути концерт, в котором принимали участие
многие артисты, сыгравшие потом в постановке в Лондоне. Стив Бартон исполнил партии и Рауля, и Призрака, хотя к тому моменту
уже было известно, что Призрака будет играть Майкл Кроуфорд.
Стив Бартон на показе в Сидмонтоне
Стив всегда и во всем был перфекционистом. Выражалось это даже в мелочах. Так, например, надевая специальную рубашку для финальной
сцены, он задался вопросом: "Почему я прыгаю с моста в озеро, а через несколько минут появляюсь абсолютно сухой?" Ситуацию
требовалось срочно исправить. Маркус Тайлор (Marcus Tylor), весь первый год работавший штатным фотографом мюзикла и по
совместительству личным ассистентом Стива Бартона, вспоминает в своей книге:
"Мы почти потеряли счет тому, сколько рубашек различных фасонов и из разных материалов было изготовлено, испытано и отвергнуто в течение
первых недель после открытия шоу. Хлопок влажным не выглядел, поэтому попробовали полиэстер, но и он не выглядел достаточно влажным.
Маркус Тайлор обливает Стива водой
Следующим был атлас — слишком мягкий, от шелка тоже никакой пользы. Пока мы перебирали материалы, у нас было время дополнить рубашку
прорехами и разрезами, чтобы создать у зрителей впечатление, что этот парень действительно побывал в воде. Однако Стиву казалось,
что она всё равно похожа просто на старую тряпку. У бедной Розы, заведующей костюмерной частью, уже заканчивалось терпение, тем более что
у неё была гора других костюмов, требущих внимания. Когда мы достигли тупика, я, отвечавший за его костюмы, предложил:
"Да окатите его ведром воды, и всё!" К моему стыду, это было встречено полнейшей тишиной, пока Роза не воскликнула: "ОТЛИЧНО!"
Стив сказал: "Блестящее использование лондонского стиля... " Так мы вернулись к первоначальной рубашке, хлопок лучше всего подходил
для такого "озерного спецэффекта", а порезы и прорехи, добавленные к сорочке, завершали впечатление. И это сработало,
вдобавок мужчины получают пользу от хорошей закалки — это, по-моему, используется до сих пор.
Так что на этом спектакле (прим. пер.: имеется в виду последний спектакль в Лондоне, когда была сделана фотография) это был
последний раз, когда я катил под сцену ведро с теплой водой. Чтобы лучше использовать большую часть этой воды,
я придумал купить огромную губку и детский бассейн "Бэмби" (за кадром), чтобы Рауль мог там поплескаться. На фото можно увидеть мои руки,
которые держат эту самую губку."
Стив Бартон, Сара Брайтман и хореограф Джиллиан Линн. Репетиции в Лондоне. 1986 г.
Стив играл в "Призраке Оперы" целых пять лет — с 1986 по 1991 год. Он принял участие в трех постановках этого мюзикла — лондонской,
бродвейской и лос-анджелесской. В лондонской постановке Стив играл роль Рауля, ее же он исполнял на Бродвее в 1988 году.
В 1989 году шоу открылось в Лос-Анджелесе, и в этой постановке Стив Бартон не только играл роль Рауля, но также был дублером
Майкла Кроуфорда в роли Призрака.
Стив Бартон с сыном Эдвардом
В 1990 году Стив Бартон вернулся в бродвейскую постановку, на этот раз — чтобы
сыграть в ней Призрака. Стив был четвертым актером (после Майкла Кроуфорда, Тимоти Нолена и Криса Гронендааля), утвержденным
на эту роль. Первое его выступление состоялось 19 марта 1990 года, и он исполнял роль Призрака почти год (последнее представление
состоялось 1 декабря 1990 года).
В 1991 году Стив Бартон вернулся в лос-анджелесскую постановку "Призрака Оперы" — и в ней он завершил свое выступление в этом мюзикле.
С 1991 по 1996 год Стив участвовал в целом ряде бродвейских и оффбродвейских постановок, среди которых "Дело Анастасии"
("Anastasia Affair", принц Пауль), "Шесть жен" ("Six Wives", Генрих VIII), "Горбун из Нотр-Дама" ("The Hunchback
of Notre Dame", Квазимодо), "Красные туфельки" ("The Red Shoes", Борис Лермонтов), "Целуй меня, Кэт" ("Kiss me, Kate",
Фред), "Миретт" ("Mirette") и др. В 1992 Ассоциация бывших студентов Техасского университета удостоила его звания
Выдающегося выпускника.
В том же 1992 году Стив Бартон дебютировал в кино, исполнив роль агента ФБР Майка Халлера в фильме "Детская игра" ("Kinderspiel")
из германо-австрийского сериала "Место преступления" ("Tatort"). Вслед за этой работой последовали еще две: 1994 году он сыграл
небольшую роль в сериале "Молодые и дерзкие" ("The Young and the Restless"), а 1994-95 годах принял участие в сериале "Другой мир"
("Another World").
В 1995 году вышел первый сольный диск Стива "Живая вода" ("Living Water"), раскрывший еще одну грань его таланта: в этом проекте
он выступил не только как исполнитель, но также как автор текстов к целому ряду песен. По его собственному признанию, предметом его особой
гордости стала композиция "Мать Тереза", в которой его голос наложен на голос матери Терезы, читающей молитву.
В 1996 году Стив Бартон вернулся в Австрию. Первой его работой на европейской сцене после почти восьмилетнего перерыва стала роль
Чудовища в венской постановке диснеевского мюзикла "Красавица и чудовище" ("Die Schone und das Biest"). И вновь Стиву улыбнулась
удача: его увидели Джим Стейнман и Роман Полански, которые в этот период работали над созданием мюзикла "Бал вампиров" ("Tanz der
Vampire"). Они пригласили Бартона исполнить в этом мюзикле роль предводителя вампиров графа фон Кролока, которая стала вершиной
его карьеры. Его фон Кролок покорил сердца европейских зрителей, а 1998 году Стив получил за эту роль премию IMAGE (аналог американской
премии TONY).
Стив Бартон был не только блестящим актером, но и великолепным педагогом. В феврале 2001 года он провел трехдневный мастер-класс в
Венской Музыкальной Школе, который произвел на его участников совершенно неизгладимое впечатление.
Планировалось, что повторный мастер-класс будет проведен в августе 2001 года. Кроме того, на октябрь 2001 года в Питсбургском
Национальном Театре (Pittsburg Public Theatre) были намечены показы греческой трагедии "Медея" ("Medea"), где Стив Бартон
был занят в роли Язона, а весной 2002 года должна была состояться бродвейская премьера "Бала вампиров" с его участием.
Однако этим планам не суждено было сбыться. 21 июля 2001 года Стива Бартона не стало…
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть ее в увеличенном размере
Стив в роли Рауля с Сарой Брайтман. Лондон 1986 г. — Бродвей 1988 г.
В роли Рауля с другими актрисами. Лондон, Бродвей, Лос-Анджелес.