"Отдохни!"
№ 45 | 31 октября 2014 года.


В очередном номере журнала "Отдохни!" в рубрике "Имена" вышла статья, посвященная автору мюзикла - сэру Эндрю Ллойду Уэбберу. Статья информативна, написана довольно хорошим языком и несомненно представляет интерес для всех, кто прежде не интересовался биографией композитора и обстоятельствами создания мюзикла "Призрак Оперы". Однако, к сожалению, не обошлось здесь и без досадных ошибок. Так, например, указано, что роман "Призрак Оперы" был написан в 1910 году (на самом деле в 1909), а экранизация мюзикла состоялась в 2005-м (на самом деле в 2004). Роль Кристины почему-то названа ролью Примадонны (хотя примадонной в мюзикле является, как мы знаем, Карлотта). Авторы также ввели новый термин "фантомомания" вместо "призракомании", уже давно привычной всем призракоманам. =^_^= А вежливый ответ Уэббера на просьбу приехать в Москву на 30-летие мюзикла подали прям в заголовке - как твёрдое обещание, которого там не было и в помине. Тем не менее, читать статью интересно, и мы рекомендуем её всем, кто интересуется темой мюзикла.


ЭНДРЮ ЛЛОЙД УЭББЕР

«Непременно отпразднуем 30-ю годовщину «Призрака Оперы» в Москве!»

Мюзикл, созданный композитором в 1986 году, особенно полюбился зрителям, породив волну
«фантомомании» по всему миру. Теперь его можно увидеть и на столичной сцене


Этому музыканту, создавшему мюзиклы «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Призрак Оперы», удалось изменить ход истории мирового театра — так считают эксперты. В его коллекции наград за 60 (!) лет творческой жизни — 7 премий «Тони» (за достижения в области американского театра), 3 музыкальные премии «Грэмми», 5 «Премий Лоуренса Оливье» (за достижения на сценах британских театров), кинопремия «Золотой Глобус» и статуэтка «Оскара» за лучшую песню в экранизации мюзикла «Эвита» (1997 г).

В номинации на «Оскара» был выдвинут и «Призрак Оперы», мюзикл, созданный композитором в 1986 году и экранизированный в 2005-м. В его основе лежит написанный еще в 1910 году сентиментальный роман Гастона Леру. Этот спектакль сейчас триумфально идет на московской сцене.

«Или моя жена, или «Призрака» не будет на Бродвее!»

Еще в 1989 году в интервью советскому журналисту композитор сказал, что из всех своих произведений для будущего столетия он бы выбрал одно — «Призрак Оперы»: «Мне кажется, от этой вещи публика получает наибольшее удовольствие. Кстати, мне бы очень хотелось увидеть это произведение поставленным в Советском Союзе, причем в оригинальном, русском прочтении...»

Спустя 25 лет его мечта сбылась.

В преддверии премьеры «Призрака Оперы» в Москве, состоявшейся 4 октября в МДМ, маэстро согласился лично порепетировать с российскими артистами в Лондоне. Елена Бахтиярова (Кристин Даэ), Дмитрий Ермак (Призрак) и Евгений Зайцев (Рауль де Шаньи) исполнили для Ллойд-Уэббера на русском языке арии из мюзикла. «Все отлично. Это восхитительно! Елена, я думаю, вы одна из лучших Кристин, что я когда-либо слышал», — оценил мастерство артистов маэстро в конце встречи. На предложение отпраздновать тридцатую годовщину «Призрака Оперы» в Москве через два года маэстро отозвался с энтузиазмом: «Непременно отпразднуем! Удачи вам!»

Это пожелание из уст признанного музыкального гения многого стоит. Ведь путь, который он проделал к вершинам славы, отмечен удачными находками, творческим полетом, безудержным новаторством и безупречным вкусом автора десятка выдающихся мюзиклов.

Эндрю посчастливилось родиться в музыкальной семье Джин и Уильяма Ллойд Уэббер. Его отец играл на органе и был директором Королевского колледжа музыки, мать преподавала игру на фортепиано. «У нас в семье считалось, что музыка бывает двух видов — плохая и хорошая, — вспоминал детство Эндрю. — И если отцу не нравилась поп-музыка, которую я слушал, он так и говорил, и то же мог сказать о плохих классических произведениях. В нашем доме звучали и Шостакович, и «Битлз», музыка разных эпох, стилей и направлений. Критерий же всегда был один: качество». Неудивительно, что мальчик, с младенчества внимавший музыкальным шедеврам и рано взявший в руки скрипку, уже в шесть лет опубликовал свои первые фортепианные композиции и заслужил похвальные рецензии в местном музыкальном журнале.

Однако с музыкой Эндрю связывать свою судьбу не собирался. В школе его увлекли история и археология, да так, что родители мечтали видеть в сыне крупного ученого. «Мне всегда нравилось писать, — признавался позднее Эндрю в одном из интервью. — Именно так я проложил свой путь в Оксфордский университет с одними из самых плохих результатов экзаменов за всю историю этого учебного заведения. Я написал очень хорошее эссе, завоевал место в Магдалене (колледже. — Ред.) и бросил его, проучившись всего семестр, так как там ничего театрального не происходило и мне было до смерти скучно. Несколько недель спустя в Лондоне я встретил Тима (Райса, поэта, соавтора. Эго произошло в 1965 году. — Ред.), и с тех самых пор началась моя настоящая жизнь. Я поступил в Королевский музыкальный колледж, но отец говорил мне, что это пустая трата времени и что своим образованием они только уничтожат музыку во мне, так что я не остался там надолго...»

Первые опыты Эндрю на большой композиторской ниве не принесли особого успеха, однако они с Тимом не сдавались. И вот триумф: выход в свет в 1970 году их четвертого с Райсом совместного произведения — рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»... Это был настоящий хит, взорвавший музыкальную тусовку, заглавная песня произвела фурор. Следующие 16 лет Эндрю без устали возделывал музыкальную ниву: мюзикл «Дживс» (1975), рок-опера «Эвита» (1976), мюзиклы «Кошки» (1981) и «Звездный экспресс» (1984).

И вот наконец в 1986 году выходит «Призрак Оперы».

В роли Примадонны выступала Сара Брайтман, в то время супруга Уэббера. Собственно, ради нее и был написан «Призрак». Газетчики злословили: «Сара восхитительно красива и немножко талантлива». Некоторые критики видели в Призраке портрет Уэббера, а в Примадонне — Сару.

С тем, чтобы Брайтман исполняла главную роль в мюзикле, написанном специально для нее, в Лондоне проблем не было. А вот в Нью-Йорке проблемы возникли серьезные. Профсоюз американских актеров «Эквити» запрещал иностранцам выступать на бродвейских сценах. И тут Уэббер заявил: «Или моя жена, или «Призрака» не будет на Бродвее!» Миллионы долларов возможного убытка позволили Саре завоевать бродвейские подмостки, а Эндрю — проявить свой характер.

В этом торге Уэббер продемонстрировал свою бульдожью деловую хватку, сделавшую его самым богатым музыкантом на планете. «Солнце никогда не зайдет над уэбберовской империей», — так еженедельник «Нью-Йорк таймс магазин» констатировал факт: мюзиклы Эндрю имеют огромный финансовый успех.

«Я пока так и не написал эту оперу...»

К России Уэббер питает особые чувства: «Я отношусь с огромной любовью к русской музыке, особенно к Сергею Прокофьеву и Дмитрию Шостаковичу. Это настоящие русские звезды. Мне посчастливилось встретить Дмитрия Шостаковича: он приехал в Лондон посмотреть футбол... потому что ставил «футбольный» балет. Спектакль только один раз был исполнен в Англии, и мне ужасно жаль, что я на него не попал! Но Шостакович посетил рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Мы встретились и провели с ним чудесный вечер. Я был очень молод, чуть больше 20 лет. Он оказал на меня огромное влияние.

Открою тайну: я был крайне заинтересован одной постановкой, которую так никогда и не реализовал... Это «Мастер и Маргарита». Но... Я пока так и не написал эту оперу, не смог придумать, как ее закончить. Я изучил очень много материалов об этом произведении, побывал в местах в Москве, о которых раньше даже не имел представления, видел фотографии Москвы в 40-е и 50-е годы, чтобы понять, как она выглядела тогда. Это потрясающе!

Я слышал о знаменитом проклятье, постигающем тех, кто вовлечен в это произведение. У него нет финала. Мастер отпускает героя своего романа, Мастер и Маргарита уходят, вся Москва охвачена этим уходом. Булгаков, очевидно, переписывал финал романа много раз. Но мне нравится общая идея книги. Я прошел с ней длинный путь, и у меня много идей для музыки к этому произведению».

Возможно, новая опера когда-нибудь увидит свет... Ведь сэр Эндрю Ллойд-Уэббер продолжает свой творческий марафон.


Фотографии

* 1997. В руках Эндрю «Оскар» за киномюзикл «Эвита». На фото: с соавтором Тимом Райсом

* 1992. В 1992 году Эндрю был посвящен в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд-Уэббером

* 1986. За «Реквием», великолепно исполненный Пласидо Доминго и Сарой Брайтман, Эндрю был удостоен в 1986 году награды «Грэмми»

* На фото слева направо: продюсер Дмитрий Богачев, сэр Эндрю, Дмитрий Ермак, Елена Бахтиярова, Евгений Зайцев. Маэстро дал самые высокие оценки исполнителям главных ролей в российской версии мюзикла

* Исполнители главных ролей на премьере мюзикла «Призрак Оперы» в Москве. 2014 год

Наверх