"Радиус города"
февраль 2016 года.


Журнал "Радиус города" в феврале 2016 года опубликовал довольно внушительную статью о Тамаре Котовой — исполнительнице роли Кристин в российской постановке мюзикла Уэббера. Тамара рассказала читателя о своей учёбе, работе в театре, педагогах, о том, как проходила кастинг в мюзикл, о своих увлечениях — и о многом-многом другом. Рекомендуем эту статью всем поклонникам певицы.


ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА ТАМАРА КОТОВА

Оперная певица, артистка оперетты и мюзикла, актриса театра и кино, обладательница мягкого лирико-колоратурного сопрано. За плечами у Тамары многолетнее сотрудничество в качестве ведущей солистки с Государственным Санкт-Петербургским Театром Музыкальной Комедии. В репертуар артистки входят такие роли, как Адель ("Летучая мышь"), Стаси ("Сильва"), Мари ("Мистер Икс"), Мариетта ("Баядерка"), Герцогиня Мэри, Роз-Мари ("Герцогиня из Чикаго"), Лиза ("Марица"), Изабелла ("Венские встречи"), Марика ("Весенний парад"), Мэри ("Таинственный сад"), Бекки ("Приключения Тома Сойера"), Зора ("Гаспарон") и Зиночка ("Севастопольский вальс"). За роль Зиночки Тамара была номинирована на премию "Золотой софит". В настоящий момент Тамара является солисткой легендарного бродвейского мюзикла "Призрак Оперы", в котором исполняет главную роль Кристин Даэ.

С САМОГО РАННЕГО ДЕТСТВА Я ПЕЛА И ТАНЦЕВАЛА.
Устраивала импровизированные концерты для родителей. Большим вдохновением тогда были зарубежные эстрадные певцы. Но я и подумать не могла, что свяжу со сценой свою жизнь. Вначале это был детский садик и песни со сценками из мультфильмов, потом — многочисленные кружки и детские студии. Самой значимой из них стала детская студия пои Государственном Александринском театре.

КАК ТОЛЬКО ПОПАЛА В ДЕТСКУЮ СТУДИЮ, ПЕРЕДО МНОЙ ОТКРЫЛСЯ НАСТОЯЩИЙ МИР ТЕАТРА: ЭТЮДЫ, ПЕРВЫЕ ПОСТАНОВКИ.
У меня появилась возможность смотреть спектакли с великолепными артистами. Именно тогда начался процесс осмысления того, где нахожусь. Так что осознанно я стала заниматься творчеством в 11 лет. В студии было много занятий: актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, вокал, хореография. Там же я познакомилась со своим первым педагогом по вокалу — Инессой Леонидовной Просаловской, в прошлом успешная оперная певица, сейчас в полной мере реализованная как педагог. Она первая отметила мой потенциал и предложила попробовать попеть классику. Мы начали с итальянских вокализов и русских романсов, и у меня стало получаться. Вскоре я поняла, что это мне больше по душе, чем, например, джазовый или эстрадный вокал. Инесса Леонидовна была у истоков становления моего голоса и приняла огромное участие в том, чтобы мне помочь и не навредить (как это довольно часто бывает, когда ты только начинаешь ставить голос).

В 15 ЛЕТ Я ПОНЯЛА, ЧТО ПОРА РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ И ДЕТСКОЙ СТУДИИ УЖЕ НЕДОСТАТОЧНО.
Поэтому поступила на стажировку в консерваторию в класс Нины Николаевны Арсентьевой. Периодически консультировалась у Тамары Дмитриевны Новиченко, педагога Анны Нетребко. Через три года пробовала поступить в консерваторию, но сказали, что еще маленькая и очень хрупкая для серьезных голосовых нагрузок. Решила, что терять время не стоит, и поступила в Балтийский институт экологии, политики и права на театральный факультет, музыкальное отделение, к своему первому педагогу, полностью ей доверившись.

НА 4 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИШЛА В ДЕТСКИЙ ТЕАТР (КСТАТИ СКАЗАТЬ, ТЕАТР МЮЗИКЛА) "КАРАМБОЛЬ" НА ПРОСЛУШИВАНИЕ.
Взяли. Успела пересмотреть все спектакли театра. Влюбилась в спектакли "Звуки музыки" и "Мэри Поппинс", а через два месяца мне предложили прослушаться в Театр музыкальной комедии. Они искали молодую артистку с хорошим голосом и профессиональной хореографической подготовкой. А я, поскольку танцую с детства и растянута на все шпагаты, сразу стала ценным экземпляром. Раскачиваться долго мне не дали. Сразу стали вводить в спектакли в кратчайшие сроки и назначили на новые постановки. Мне повезло! Это было 2006 год, в театре начался "золотой век" венгерской и австрийской оперетты: для новых постановок приглашались лучшие зарубежные режиссеры и дирижеры. Опомниться не успела, как уже к концу года участвовала в пяти постановках с оркестром и на большой сцене.

ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ РОЛЕЙ ДЛЯ МЕНЯ — ЭТО РОЛЬ АДЕЛИ ИЗ "ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ".
У нас в театре этот спектакль поставил знаменитый венгерский режиссер Миклош Габор Кереньи. И поставил ее против всех традиций этого спектакля. Еще и пьесу написали новую. А персонажу Адели добавили вставной вокальный номер "Весенние голоса" — сложнейший вальс И. Штрауса, написанный для инструментального исполнения. Чтобы спеть это произведение, мне потребовались два месяца подготовки. Я тогда понимала, что либо докажу, что могу осилить высочайший уровень вокальной техники, либо спишут со счетов. мне тогда очень помогла Валерия Львовна Любавина — педагог по вокалу. Всю жизнь пела в Мариинском театре. И голоса у нас с ней похожи. Так что она знала все технические сложности, с которыми я могла столкнуться тогда. Я доверяла ей на 100%. В итоге мы победили! После этого шага я стала чувствовать себя гораздо увереннее и поняла, что надо двигаться дальше.

ЖЕЛАНИЕ ПОВЫШАТЬ СВОЙ УРОВЕНЬ.
Я приняла решение уйти из театра и тут же начала ездить по гастролям с концертами. Пела арии из опер и оперетт. Вместе с тем продолжала учиться у Любавиной В.Л. Было невозможно совмещать все это с театром. Не хватило бы ни времени, ни сил.

ВЫИГРАЛА ГРАНТ НА НЕДЕЛЬНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС В АКАДЕМИИ МИРЕЛЛЫ ФРЕННИ В МОДЕНЕ.
Услышала и приняла советы величайшей певицы нашего времени. Прикоснулась к традиционной итальянской школе Bellcanto. Поняла, что настоящему голосоведению нужно учиться у истоков возникновения жанра, т. е. в Италии. Прослушалась в академию оперного пения в Вероне. Взяли! Окончила там интенсивный курс. Последнее время регулярно беру уроки у Франко Пальяццы — великого итальянского тенора. Он не только потрясающий певец, но и педагог. Я очень благодарна судьбе за то, что имела счастье общаться и учиться у таких мастеров. Мне всегда везло на людей.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПЕРВЫЙ ТУР ПРОХОДИЛ В ТЕАТРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ!
Я решила, что это какой-то знак, и пошла, хотя в мюзиклах до этого никогда не пела. Пришла. Спела комиссии арию главной героини и прошла на второй тур. На втором туре пела сложнейшие куплеты Олимпии из "Сказки Гофмана". Потом проверили мою хореографическую подготовку. Прошла на третий тур. Вечером третьего тура мне позвонили и сказали, что я прошла кастинг.

СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НЕ ТАК МНОГО, КАК ХОЧЕТСЯ.
Но на данном этапе моей жизни это хорошо. Спектакль идет 8 раз в неделю при полных аншлагах. Абсолютный успех. Не хочется что-то пропустить. Отдохну потом. А так люблю активные виды спорта: горные лыжи, скалолазанье, занимаюсь растяжкой, йогой. еще очень люблю почитать. Особенно книги по психологии. Это, кстати, помогает и в профессии. Еще увлекаюсь вязанием.

УЗНАЮТ. СЛЕДЯТ ЗА МОИМИ СПЕКТАКЛЯМИ.
Всегда с цветами и конфетами приходят. Очень внимательные. Ведут группы имени Тамары Котовой в фэйсбуке и в контакте. Я им очень благодарна. Они вдохновляют меня своим вниманием и любовью.

ДУМАЮ СОСТОЯНИЕ СЧАСТЬЯ — ЭТО УМЕНИЕ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ ЗА ТО, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ.
Его в себе воспитывать надо. Да. Я счастливый человек. Мне везет и с людьми, и с работой. Надеюсь и верю, что так будет всегда.

ЕСТЬ ТАКОЙ МОМЕНТ. СКУЧАЮ.
Вернуться будет сложно. Есть определенные планы, поездки, которые будет довольно сложно совмещать с работой в репертуарном театре. Если только разовые проекты.

ПЛАНОВ МНОГО. ОЗВУЧИВАТЬ НЕ БУДУ, ЧТОБЫ НЕ СГЛАЗИТЬ.
В марте участвую с именитыми спортсменами в Ледовом шоу в Израиле. С Евгением Плющенко, Ириной Слуцкой, Брианом Жубером.

ДЖИЛЬДА ИЗ ОПЕРЫ "РИГОЛЕТТО" — ОДИН ИЗ САМЫХ СИЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ОПЕРЕ.
И вокально, и драматически партия очень сложная. На ее подготовку могут уходить годы. Верю, что скоро мне эта партия дастся. Что касается кино, всегда была мечта сыграть в каком-нибудь историческом костюмированном фильме.

НЕ ОЩУЩАЮ. ПОНИМАЮ, ЧТО ЕСТЬ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС КО МНЕ И МОЕМУ ТВОРЧЕСТВУ.
Это очень приятно. Но, надеюсь, звезды в моем лбу нет. Больше люблю формулировку "успешный человек". Для меня важнее ресурсы, которые ты получаешь, когда становишься успешным. Это в определенном смысле свобода. Свобода выбора проектов, партнеров по сцене. И потом, нельзя добиться успеха и остановиться на этом. Очень быстро полетишь вниз. Нужно всегда держаться на плаву. В моем случае — это постоянные тренировки и самообразование. И еще это огромная ответственностью перед людьми, которые приходят в тетр на мои спектакли.

Электронный вариант интервью на сайте журнала

Наверх