На главную В раздел "Статьи"
В раздел "Обзор российской прессы"
Русская постановка мюзикла

Иван Ожогин: "Девочек нужно готовить к самостоятельной жизни"

Текст © Мария Говорова



"mama's life"
март — апрель 2016 года.


Глянцевый журнал для мам "mama's life" весной опубликовал интервью с Иваном Ожогиным, российским исполнителем роли Призрака Оперы. В этом интервью Иван рассказывает о себе, своей семье и работе, делится опытом по воспитанию детей. Интервью будет интересно всем поклонникам артиста.


ИВАН ОЖОГИН: "ДЕВОЧЕК НУЖНО ГОТОВИТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ"

Что знает Воланд о семейном уюте? Как воспитывает детей Призрак Оперы? На ком женат граф фон Кролок? Кем хотели быть в детстве Джекил и Хайд? У mama’s life появилась возможность получить ответы из первых рук. Ведь нашим собеседником стал артист и музыкант, лауреат премии «Золотая маска» Иван Ожогин, чье имя приводит в восторг поклонников мюзикла в России и за ее пределами. Исполнитель ролей демонически-обаятельных злодеев в жизни — семьянин с солидным стажем и отец четверых детей.

Иван Ожогин

Родился 1 сентября 1978 года в Ульяновске. В 2002 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности «артист музыкального театра». Играл в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московском государственном театре эстрады, Московском академическом театре сатиры, Московском музыкальном театре «Геликон-опера», Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии и Мюзик-холле. в Театре Запада в Берлине (Theater des Westens).

Исполнил ведущие партии в российских постановках таких мюзиклов, как «Чикаго», «Свадьба соек», «Норд-Ост», Cats, «Красавица и чудовище», «Бал вампиров», Pola Negri, «Мастер и Маргарита»; в спектакле «Черная уздечка белой кобылицы»; в шоу «Звезды Бродвея» и «Хиты Бродвея».


— Иван, вы неоднократно рассказывали в интервью, что все ваши дети занимаются музыкой, но при этом никто не ставит перед ними задачи непременно стать артистами. А вам самому в детстве кем хотелось быть?

— У меня в детстве было параллельно две жизни. Моя жизнь в музыке (и ее было очень много, потому что я пел в хоре с двух с половиной лет) и моя жизнь вне музыки, в «натуральном» мире. В своей музыкальной жизни я знал, что у меня получается петь, у меня красивый тембр голоса, могу попробовать как Робертино Лоретти, как Олег Анофриев. Я мною слушал разных исполнителей и понимал, что мне нужно искать что-то свое, свое направление, свою манеру. А в другой, немузыкальной жизни у меня было ощущение, что нужно заниматься чем-то реальным. Мне очень нравилось передвигаться на трамваях: такая огромная железная махина, и ты нажимаешь педальку — она едет! И ты людей везешь — это ж такая ответственность! И постоянно что-то меняется, погода все время разная, и ты вроде на улице, а вроде в тепле. Лет до тринадцати мне думалось, что я буду водителем трамвая. В подростковом возрасте начал ломаться голос, и я долгое время пел в щадящем режиме — в группе, еще как-то... А когда я оканчивал 9-й класс, по городу расклеили объявления о наборе на экспериментальный курс актеров при Ульяновском драматическом театре, на базе училища культуры. И у меня даже мыслей никаких не было, кроме того, что это — судьба. И на протяжении следующих трех лет я думал, что буду поющим драматическим актером, буду работать в музыкальных спектаклях. Через три года передо мной встал выбор либо уходить из профессии, либо ехать заниматься вокалом. С педагогом мы подготовили программу, и я поехал поступать в Москву, в ГИТИС. И поступил.

— А сегодня, уже неплохо зная себя, как вы думаете: если бы вы не пели, в какой профессии могли бы себя реализовать?

— Я не служил в армии, но иногда, не знаю почему, мне кажется, что я мог бы быть классным военным специалистом. Или капитаном яхты, корабля... Или самолетом управлять... Почему то мне все время управлять чем-то хочется. Об этом надо подумать. Видимо, я все-таки был рожден повелевать. (Смеется. )

— Большая семья, много детей — это с самого начала входило в ваш жизненный план?

— Я рос в многодетной семье — нас было три «брата-акробата». Поэтому чем-то сверхъестественным для меня это не было. Мне исполнилось два года, когда мама вышла на работу. И я всецело был на попечении старшего брата — он меня из садика забирал, с собой на хор водил во дворец творчества учащихся, потому что меня некуда было девать. Там я и петь начал. В нашей семье также все друг за другом по стопам: музыкальная школа, бассейн, театральная студия.. Все занимаются, все при делах, все, слава Богу, хорошо учатся. Я этому просто не нарадуюсь, потому что лично у меня были проблемы с успеваемостью.

— Проблемы были с точными науками?

— Скорее были проблемы в отношениях с нерадивыми учителями, которые поставили на мне когда-то крест и мне стало неинтересно учиться. Хотя когда появлялся хороший педагог, который мог увлечь, успеваемость по этому предмету у меня сразу же поднималась. Я понимал все гораздо быстрее, чем другие.

— Насколько для вас важно, чтобы ваши дети учились хорошо?

— Для меня точно важны не отметки, потому что я знаю, какие отметки я приносил и что я при этом представлял собой как человек. Для меня главное — чтобы они могли самостоятельно учиться, преодолевать трудности, потому что это пригодится в жизни.

— Ваши дети учатся в православной школе. Вы можете себя назвать воцерковленной семьей?

— У нас нет фанатичного следования всем церковным догматам. Все должно быть органично и по возможностям. Например, первую и последнюю неделю поста мы держим однозначно, а иногда бывает, что и весь пост. К вере дети приходят сами — многое им дается в школе, ну и наш пример, конечно. Но никакого насилия, искусственного насаждения каких-то правил. Все достаточно мягко и демократично.

— Вам удается выдерживать баланс, грань между родительским авторитетом и демократичностью?

— Иногда дети, конечно, увлекаются, например желанием поиграть-«потупить» в игрушку. И если это начинает вредить тому, чем они занимаются — музыка, театральная студия, школа, когда я вижу, что для них игра, телефон или планшет становятся важнее, чем все окружающее, доступ к этому просто закрывается. Они не должны быть зависимы от всей этой техники. Вот, например, на рождественские каникулы в Москву они уезжали к моей старшей дочке без телефонов и планшетов — на две недели. И я не думаю, что они сильно страдали. Катались на санках, на ледянках, на лыжах, на коньках, гуляли.

— Ваша мама рано вышла на работу после вашего рождения. А ваша жена целиком посвятила себя семье и детям. Не было ли это с ее стороны (она ведь выпускница МИФИ) некой жертвой?

— Никакой жертвы с ее стороны не было. Пока у меня не было возможности всецело содержать семью, мы оба работали. Но как только у меня появилась возможность отпустить ее с работы домой, чтобы она занималась только детьми, я тут же это выполнил. Наверное, ей хотелось бы в чем-то себя применить, может быть, в какой-то креативной работе, управлять чем-то, что-то создавать... Но в общем, дети — это сплошной креатив, и мама — это отдельная профессия.

— Иван, у вас очень плотный график, и дома, наверное, бываете совсем недолго. Вы для детей — папа-праздник, который дарит подарки и иногда выводит семью развлечься или все-таки повоспитывать, «стукнуть кулаком по столу» тоже успеваете?

— Я стараюсь все совместить — выполнить функцию отца-праздника и «стукнуть кулаком по столу». То есть я, конечно, не стучу кулаком, а стараюсь спокойно объяснить все детям. Иногда успеваю поговорить с ними по душам.

— У вас в семье есть какие-то четкие правила, принципы воспитания детей?

— Одно из главных правил для меня — правило семейной выручки, взаимной поддержки. Чтобы каждый осознавал, что он не один, не пуп земли, а все мы вместе, и должны все делать вместе, и зависеть друг от друга очень сильно. Семья — это естественно, органично сложившаяся команда, стая. Если мы поехали отдыхать, то мы отдыхаем. Если мне нужно отдохнуть, то я говорю: «Меня, пожалуйста, не трогайте». Я ведь сам по себе — интроверт. Сын у меня, кстати, тоже может проводить очень много времени в одиночестве. Даже на отдыхе, на море — он ушел, и для него существуют только камушки, песочек... ушел в себя. Но может и в команде играть с удовольствием. А дочери более «медийные», им больше важно общение, тактильный контакт, ласка, нежность.

— Есть разница в том, чтобы быть папой девочек и папой мальчиков?

— Конечно, большая разница. Мальчикам, наверное, нужно даже больше внимания уделить и где-то подставить плечо, поддержать, если что то не получается, сказать, что все получится, я с тобой. А девочек, на мой взгляд, нужно больше готовить к самостоятельной жизни, чтобы они могли сами за себя постоять, сами подумать вовремя, чтобы не сделать чего-то, о чем потом придется жалеть, Есть очень хороший пример: когда отец входит в воду бурного моря и у него в одной руке сын, в другой — дочь Как вы думаете, кого нужно активнее поддержать в борьбе с большой волной? На мой взгляд — мальчика. Потому что по жизни женщину гораздо больше носит волной, ей нужно больше самостоятельности, уверенности в себе. А мужчине нужна поддержка, тыл. Девочки слабее физически, поэтому их нужно закалять, чтобы они знали, что в случае чего им придется рассчитывать на себя и это будет непросто.

— Где вы в последний раз отдыхали семьей?

— Ходили на премьеру мюзикла «Иосиф и его удивительный плащ снов» в ДК Горького. А ездили в последний раз летом в Крым. Ненадолго — я семью отвез, три дня побыл там, уехал работать, потом опять на три дня приехал, и поехали домой. А нет, после этого мы еще в сентябре летали в Анапу.

— Каков для вас идеальный отдых?

— В последнее время — активный. Последние несколько лет я не могу сидеть без дела. Мне нужно что то делать — летом нырять с аквалангом (у меня продвинутый дайверский уровень), если зима, то горные лыжи. Какой-то экшен должен быть, движение. Сцена приводит меня в состояние постоянной мобилизации. Раз в год, наверное, хорошо вырваться на недельку на «овощной» отдых на пляже, но меня на три дня максимум хватает на ничегонеделание. Нужно, чтобы были какие то экскурсии, поездки, на машине любим путешествовать.

— Давайте поговорим про более масштабные поездки. Точнее — про переезды. Вот ваш переезд из Ульяновска в Москву выглядит совершенно естественным — из провинции в столицу. А вот переезд всей семьей в 2013 году из Москвы в Петербург — его причины гораздо менее очевидны..

— Для меня — ничуть не менее. Для меня Петербург — это столица, несмотря ни на чье мнение. Да, я знаю, что Петербург был столицей только до 1920 года. Но для меня Москва всегда какая-то... купеческая. Она большая-большая, но — провинция. А вот Петербург ассоциируется у меня именно с культурным столичным городом. Семья тоже переехала с удовольствием. Им комфортно здесь, потому что здесь все гораздо удобнее.

— Считается, что в Москве больше возможностей для развития детей...

— Все зависит от того, где ты живешь. Если у тебя в зоне доступности музыкальная школа, школа искусств, бассейн и еще общеобразовательная школа, тогда да, наверное, нет вопросов. А мы даже в общеобразовательную школу ездили из Подмосковья в Москву. Вроде не так далеко — два километра от МКАД, но все равно нужно было ехать по МКАД десять километров, и иногда добраться в школу занимало час. А здесь мы вышли, дом обошли — и в школе, причем в той, которая нам нравится.

P.S.
Мы уже заканчивали разговор, когда Иван неожиданно признался:


— Между прочим, моя старшая дочка сейчас ожидает малыша. Впрочем, я уже год как дедушка: дочка моего брата, которую я воспитывал с детства, в прошлом голу родила. С одной стороны, ты ощущаешь себя более мудрым, более взрослым, более значимым и солидным, а с другой стороны, понимаешь, что конец все ближе и ближе... Но если честно, я не чувствую себя очень взрослым. В душе я еще ребенок. Наверное, так и надо актеру.

Интервью © Мария Говорова

Наверх