Граммофонные записи в подвалах Гранд Опера


Дар Альфреда Кларка

Из сюжета France 3, репортаж A. Le Troquer, I. Audin

Многие помнят, что недавно, когда в подземельях Оперы поизводили захоронение записанных на фонографе голосов артистов, один из рабочих наткнулся на труп, и я сразу увидел на нем доказательство того, что то был труп Призрака Оперы!

Призрак Оперы : [роман] / Гастон Леру ; [пер. с фр. В. Новикова]. - СПб. : Ред Фиш ТИД Амфора, 2004. - 479 с.

Нет, увы, на след таинственного трупа мы не напали - пока не напали. Здесь и сейчас рассказ о таинственных фонографических записях. О них упоминается в книге, и на первый взгляд они - часть вымысла. В самом деле! Надо было как-то оправдать "подвальные" находки - вот, пожалуйста. Гастону Леру удалось так смешать реальность и вымысел в своем романе, что мы, как Золушка, теперь отделяем зерна от шелухи. Золушке помогали голуби и мыши, а нам поможет Интернет. Об истории создания звукозаписывающих устройств, о граммофонной компании, об Альфреде Кларке, о захоронении записей, о том, как они были извлечены, об их дальнейшей судьбе - вы узнаете из этого эссе.

При подготовке этого эссе были использованы материалы с сайтов:

chambe-aix.com
chroniques.bnf.fr
france-info.com
ladyghost.com
expositions.bnf.fr


Пожалуйста, не копируйте материалы без разрешения.



Рената де Вэйль

Увеличить фото

Удивительное дело, но в Интернете до недавнего времени не было упоминаний о фонографических записях - на серьезных сайтах. О меценате, который подарил Опера Гарнье записи оперных певцов для сохранения, впервые упоминается на сайте "Парижская Сказка" Ирины Емельяновой. Ирина ссылается на исследование Ренаты де Вэйль (Renata de Waele), которая была одно время менеджером по связям с общественностью в Гранд Опера. Подробности об исследовании мадам де Вэйль можно найти здесь. Сейчас нам важно, что мадам де Вэйль упомянула мецената Альфреда Кларка.

И вот небольшое исследование о том, кто такой Альфред Кларк, превратилось в увлекательное приключение в мире звукозаписывающих устройств.

Жил-был в Америке эмигрант из Германии Эмиль Берлинер (Emile Berliner). Его собственная история началась, когда он добился успеха в акустике - изобрел новый, отличный от имевшихся, тип микрофона. Потом были тяжбы с Беллом и Эдисоном. Потом Белл принял его в штат и купил патент на изобретение, а позже Берлинер ушел из телефонной компании. В 1887 году Эмиль получил патент на изобретение граммофона. Принципиально новой в граммофоне была идея разделения устройств записи и воспроизведения. Несмотря на плохое качество записей, изобретение пользовалось успехом, потому что Берлинер продумал процесс тиражирования записей, и граммофон с пластинками Берлинера был значительно дешевле аналогичного устройства того же Эдисона. В 1893 году Берлинер основал "Объединенную Государственную компанию граммофона" (The United State Grammophone Company). Вне всякого сомнения, Эмиль Берлинер был первым, кто посредством своих устройств сделал музыку доступной всем.

В начале 20 века произошло два события. Конкуренты вынудили Берлинера приостановить производство. Вместе с тем Эмилю в голову приходить блестящая идея, как стать неуязвимым для конкурентов. Он основывает в Англии новую компанию с длинным названием - The Gramophone and Typewriter Ltd, and Sister Companies, а также создает мобильное звукозаписывающее оборудование и... едет в Россию. Там, в Государственном академическом Мариинском театре, он делает первые записи оперных певцов. Его идея поистине новаторская - заключить контракт со звездой оперной сцены и продавать по всему миру записи! Компания за очень большие гонорары покупала у звезд обещание записываться ислючительно у нее.

В магазине грамзаписей.

Так происходила запись на грампластинку.

Эмиль Берлинер

... со своим граммофоном...

...и пластинка начала 20 века.

...а в 1896 году Эмиль Берлинер работает над проблемой увеличения громкости граммофона. В работе ему помогает некто Альфред Кларк (Alfred Clark), который восемь лет до этого работал у Эдисона. Альфред Кларк помогает Берлинеру усовершенствовать звуковую коробку граммофона, мембрану и согласовать все это с рупором. Для меломанов усовершенствованный граммофон был поистине чудом техники.


Альфред Кларк (в центре)

Слева - австралийский бас-баритон Питер Доусон (Peter Dawson),
справа - британский пианист русского происхождения Марк Хамбург (Mark Hambourg).
И знаменитая собачка Ниппер (Nipper), чей портрет стал эмблемой граммофонной компании.
Фото от 20 марта 1931, Topical Press Agency/Getty Images.
Увеличить фото

Аристид Бриан

Записывать голоса Карузо, Шаляпина, Мельбы, Патти, а также виртуозное владение инструментами - Сарсате, Кубелика, Крейслера... и сохранить это для потомков! В 1907 году - 28 июня - Кларк (тогда он был директором французского представительства компании Gramophone) передал в дар парижской Академии Музыки двадцать четыре пластинки с записями выдающихся исполнителей. Захоронение записей состоялось 24 декабря того же года. Тогдашний министр образования Аристид Бриан (Aristide Briand, он впоследствие неоднократно становился премьер-министром, получил Нобелевскую премию мира и вообще был незаурядным человеком) скрепил подписью официальный документ, по которому записи следовало явить миру ровно через сто лет. В том месте, куда спрятали записи (а также оборудование, необходимое для воспроизведения), сделали металлическую табличку: Don de M. Alfred Clark / 28 juin 1907 / Caisse ou sont enfermes les disques du Gramophone ("От мсье Альфреда Кларка / 28 июня 1907 г. / Контейнер с дисками компании Gramophone"). Акцию по захоронению записей сопровождала газетная шумиха - еще бы! скрыть записи на сто лет! как эксцентрично! как интересно! как подогревает интерес к компании! Кларк умел играть на чувствах людей - это была не первая его рекламная акция. Цель захоронения (помимо рекламной акции) была проста - чтобы люди через сто лет узнали, какими были средстава записи и воспроизведения музыки ранее, а также какие исполнители в те времена были популярны.

Вот перечень записей:

Урна #1:
Ariane (Massenet) - м-ль Mérentié
La Procession (César Franck) - мадам Auguez de Montalant
Valse de Roméo et Juliette (Gounod) - м-ль Lindsay
Ballade du Trouvère (Verdi) - мсье Affre
Hamlet (A. Thomas) - Renaud
La Favorite (Donizetti) - Noté
Si j'étais roi ( (Adam) - Beyle
Le Châlet (Adam) - Dufrane
Sérénade à la lune (R.Pugno) - Raoul Pugno
Oratorio de Noёl (Saint-Saёns) - трио и хор (de Bruyne, Liégois, Delacroix)
Villanette 'Acqua - мадам Selma Kurz
Le Barbier de Séville (Rossini) - м-ль Korsoff

Урна #2:
La mort d'Otello (Verdi) - Tamagno
Duo de La Force du Destin (Verdi) - Caruso и Scotti
Sérénade de Faust (Gounod) - Plancon
Ernani (Scène) (Verdi) - Battistini
Duo des p?cheurs de Perles (Bizet) - мадам de Lucia и мадам Huguet
Don Juan (Mozart) - мадам Patti
Caronome de Rigoletto (Verdi) - мадам Melba
Samson et Dalila (Saint-Saёns - мадам Schumann-Heink
La Force du Destin (Verdi) мадам Bonisegna и хор La Scala
Haban?ra de Carmen (Bizet) - мадам Calvé
Marche du Prophète (Meyerbeer) - оркестр
Ronde des Lutins - Kubelik


Процедура захоронения записей.
Правую фотографию можно увеличить, кликнув на ней.

Ниша в стене,
где установили урны с записями.

Надпись на одной из урн.

Документ, подписанный Кларком и Брианом,
с содержанием обеих урн.

Инструкция для потомков от Альфреда Кларка - как пользоваться граммофоном.
С оф. сайта Национальной библиотеки Франции.

В 1912 году к уже хранящимся записям добавилась еще дюжина. Правда, к этому времени Кларк уже покинул Париж, и шумихи вокруг этого события было значительно меньше. А вот в 1989 году, во время каких-то строительных работ место захоронения было по неосторожности вскрыто. И хранящиеся записи, заложенные в 1912 году, были разграблены. Записи, заложенные ранее, ограблению не подверглись. Их перенесли в более безопасное место, приняв решение не вскрывать урны немедленно, а дождаться все же окончания срока, оговоренного Кларком. И дата вскрытия наступила в декабре 2007 года, через сто лет, как и было документально подтверждено в 1907 году.

19 декабря 2007 года в присутствии журналистов в музее при Гранд Опера были обнародованы две урны с двадцатью четырьмя граммофонными пластинками. На церемонии присутствовали Брюно Расин (Bruno Racine), директор Национальной Библиотеки (Bibliothèque Nationale de France), и Жерар Мортье (Gerard Mortier), директор Гранд Опера. Эту во многом формальную (т. к. вскрытия урн не было) церемонию вела Элизабет Джулиани (Elisabeth Giuliani), заместитель директора аудиовизуального отдела.

Слева направо: Жерар Мортье, Брюно Расин, Элизабет Джулиани.

Документ о вскрытии.

Подвальные помещения, где хранились записи.

Из сюжета France 3, репортаж A. Le Troquer, I. Audin

На церемонии присутствующим продемонстрировали граммофон и дали послушать запись Niun mi tema ("Смерть Отелло") Верди с близнеца одной из хранящихся в урнах пластинки, которая сохранилась в музее. Журналисты услышали голос итальянского певца Франческо Таманьо - голос из далекого 1904 года. Это было своеобразное дежа-вю. Поскольку на церемонии по случаю захоронению записей в 1907 году, перед закладкой пластинок в урны, собравшиеся господа - Альфред Кларк, Педро Гальярд, Габриэль Фор и другие - слушали именно "Смерть Отелло" именно Франческо Таманьо с именно той пластинки, которую затем бережно уложили в урну - более, чем на сто лет.

Шарль Малерб (Charles Malherbe), Педро Гальярд (Pedro Gailhard), Габриэль Фор (Gabriel Faure),
Альфред Кларк (сидит, с блестящим цилиндром в руках) и др.
Звучит голос Франческо Таманьо.
Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Жерар Мортье (слева), Брюно Расин возле граммофона. Звучит голос Франческо Таманьо.

Две урны, в каждой из которых хранится по 12 пластинок, были распечатаны в 2008 году, поскольку операция требовала определенных условий, чтобы уникальные записи не были повреждены от воздействия окружающей среды. В течение года урны вскрывали, пластинки извлекали, записи оцифровывали.


Процесс работы над урнами и пластинками.

С оф. сайта Национальной библиотеки Франции.



И вот 7 апреля 2009 года компания EMI, правопреемница компании Gramophone, выпустила сборник из трех CD-дисков - записи, подаренные Альфредом Кларком.

Обложка диска

Кроме того планируется сделать тот же жест, какой сто лет назад сделал сам Кларк, - устроить новое захоронение аудиоматериалов. На этот раз - современных. Это будет мостик между эпохами. Возможно, наши потомки будут с таким же нетерпением ждать извлечения записей. Правда, не столько чтобы услышать музыку, поскольку в нашу эпоху Интернета и цифровых носителей, скорее всего, через сто лет услышать наши голоса для потомков будет не проблема. Я думаю, дело именно в соприкосновении с живым, то есть, простите, с материальным наследием.

Что же до действующих лиц этой истории... Эмиль Берлинер скончался в 1939 году, оставив после себя множество изобретений. Ведь помимо граммофона у него есть и другие интересные вещи, например... вертолет. Альфред Кларк в 1931 году стал председателем компании Electric and Musical Industries Ltd (ныне - EMI Group), объединившей в своем лице две компании, в свое время выросшие из предприятия Берлинера. Скончался Кларк в весьма почтенном возрасте в 1950 году.

Мадам де Вэйль утверждает, что, когда в подвалах искали место для захоронения пластинок, отыскали домик на берегу подземного озера - странным образом в домик нельзя было проникнуть, он оказался заперт... изнутри. Но это уже другая история.

А здесь можно скачать некоторые записи, сделанные Берлинером.


На верх страницы