Первое издание:


Fantômes d'Opéra
Автор: Ален Жермен (Alain Germain)

Издательство: "Bayard Éditions Jeunesse"
Серия: "Millezime"
Рисунок на обложке: Сильвен Буррьер (Sylvain Bourrières)
Дата выхода: 30 сентября 2004 г.
Язык: французский
Формат: мягкая обложка, 209 стр.
ISBN: 9782747014472

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.


Переиздание:


Le dernier fantôme de l'Opéra
Автор: Ален Жермен (Alain Germain)

Издательство: "Oslo"
Дата выхода: 3 сентября 2011 г.
Язык: французский
Формат: мягкая обложка, 236 стр.
ISBN: 9782357540583

Нажмите на обложки, чтобы посмотреть в увеличенном размере.



Ален Жермен


Ален Жермен - личность по-своему уникальная. Сначала он учился музыке и хореографии, затем обратил внимание на архитектуру и закончил Высшую национальную школу декоративного искусства и архитектуры. Режиссер-постановщик, хореограф, художник-декоратор, писатель, архитектор и художник по костюмам... Широта его талантов поражает воображение.

В 1972 году он основал свою собственную компанию, совершенно оригинальным образом смешав различные формы искусства: музыку, пение, танец, театр и изобразительное искусство. За годы существования компании он организовал множество выставок, а также ставил различные театральные постановки (режиссура, декорации, костюмы и хореография) не только в Париже, но и по всему миру. Кроме того, его много раз приглашали преподавать и давать семинары в ведущих университетах во многих странах мира.

Одна из выставок Жермена так и называлась: "Призраки Оперы", она проходила 9-10 октября 2004 года и не где-нибудь, а в Гранд Опера. Костюмы, маски, макеты, чертежи - всё, связанное с театральной деятельностью.




"Дело Каллас"

Но нас интересует в первую очередь Жермен-писатель. Он написал около полутора десятков книг, большинство из которых являются детективами. При этом он пишет о том, что знает, - о театральном закулисье, об оперных театрах, о Париже, Версале. Действие сразу нескольких его книг происходит в Гранд Опера, которой Жермен посвятил не один год своей жизни. Один из романов Жермена, "Дело Каллас", был переведен на русский язык.

"Призраки Оперы" (в 2011 году книга была переиздана под названием "Последний Призрак Оперы") - это тоже своего рода детективная повесть, рассчитанная преимущественно на подростковую аудиторию. Однако читать её будет интересно и взрослым. Повесть написана очень легким, живым языком, Ален Жермен прекрасно знает закулисье Гранд Опера, поэтому рассказ насыщен мелкими, но очень любопытными деталями из жизни этого огромного механизма, что придает повествованию особую изюминку и реалистичность.

Сюжет книги - динамичный, интересный, весьма интригующий - постоянно держит читателя в напряжении. В книге много прямых цитат из романа Гастона Леру, что не может не радовать истинного поклонника темы. Фактически, люди, ни разу не слышавшие прежде о Призраке Оперы, после прочтения этой книги будут в общих чертах знакомы с историей - и наверняка захотят ознакомиться с оригиналом.

Стоит отметить ещё и то, что в книге присутствует очень много примечаний: в повествовании часто упоминаются названия тех или иных опер, имена певцов и композиторов - и по каждому дана маленькая, но информативная справка, что, несомненно, является огромным плюсом для расширения кругозора читающих книгу подростков.

При всём при этом "Fantômes d'Opéra" - это хорошая, добрая и невероятно трогательная история, которая не только в доступной форме знакомит читателя с легендой о Призраке Оперы, но и заставляет о многом задуматься. Это одна из тех редких книг, которую обязательно стоит прочитать не только всем поклонникам Призрака Оперы, но и самым обычным современным подросткам. Теперь благодаря Targhis ознакомиться с книгой могут и русскоязычные читатели, а ниже вы сможете прочитать пересказ романа.

Скачать перевод Targhis


Осторожно, спойлеры!



В начале книги автор предупреждает читателей о том, что часть событий, упоминаемых в книге, являются реальными: в частности, экспозиция "Опера в костюмах", которую Ален Жермен устраивал в Гранд Опера в 1995 году во время реконструкции здания, а также упоминаемая им в конце книги выставка "Сценические воспоминания", устроенная в 2002 году совместно с Национальной Библиотекой Франции и библиотекой Гранд Опера (эта выставка была посвящена 30-летию компании Жермена). Все остальные события являются вымышленными, хотя многие персонажи позаимствовали имена и род занятий его знакомых и коллег, работающих в Парижской опере.

Итак, 1995 год, Гранд Опера не функционирует как театр - в здании идет реконструкция. На период ремонтных работ администрация решила устроить для посетителей выставку под названием "Опера в костюмах". Рассказ идет от первого лица. Главный герой - Зензен, режиссер-постановщик и художник по костюмам, он же главный устроитель экспозиции... В общем, не трудно догадаться, что под именем Зензен автор описывает самого себя.

Организация выставки находится в самом разгаре, Зензен с трудом пытается надеть довольно сложный костюм на один из манекенов, и в этот самый момент к нему подходит его племянник Тома и задает вопрос: "А правда ли, что Призрак Оперы существовал на самом деле?"

К слову сказать, Зензен очень любит своего племянника. Светловолосый зеленоглазый мальчишка, которому только что исполнилось 13 лет, частенько отпрашивается у родителей - а то и просто сбегает из школы - чтобы погостить у своего дяди. На этот раз в честь дня рождения Тома Зензен забрал его с собой в Оперу, здраво рассудив, что огромное здание Гранд Опера произведен на мальчика незабываемое впечатление. И тут вдруг такой вопрос!

Ответить на него непросто: разумеется, все работающие в театре знакомы с этой легендой. Кто-то в неё верит, кто-то - нет... Сам Зензен считает всё это выдумкой, но в театре порой случаются вещи очень странные: когда сам Зензен остается в театре один, он часто ощущает на себе чей-то взгляд и видит подозрительные тени, мелькающие в темноте. Да и детали костюмов постоянно имеют привычку исчезать и появляться в самых неожиданных местах. Поэтому он дает Тома очень осторожный ответ - мол, правду очень трудно отделить от выдумки, а в театре действительно происходит много необъяснимого.

Мальчика такой ответ, конечно же, не устраивает, но Зензену удается отвлечь племянника, пригласив его на обед в театральную столовую, где можно встретить не только работников сцены, балерин, но и куратора театрального музея, дирижера и даже знаменитого тенора! На какое-то время вопрос о Призраке отходит на второй план. Но ненадолго. Уже к концу обеда Тома достает карманное издание романа Гастона Леру, где он заботливо подчеркнул красным все любопытные факты о существовании Призрака.

Тома настаивает, чтобы дядя помог ему провести расследование и узнать, существовал ли Призрак Оперы на самом деле? Зензен ещё некоторое время пытается сопротивляться, но, зная упорство и настойчивость своего племянника, вскоре сдается: начиная с субботы они будут посвящать своему расследованию два часа каждый вечер после работы. Если за неделю они ничего не найдут, то поиски прекращаются.

После ухода племянника Зензен открывает оставленный им томик Леру и читает подчеркнутые красным "доказательства" - цитируется первая глава романа, где Гастон Леру упоминает всех, кто помогал ему собирать информацию. Описанные подробности и множество реальных имён впечатляют Зензена. Он идёт в бар на соседней улице на встречу с куратором театрального музея. Обменявшись с ним несколькими фразами о ходе подготовки выставки, Зензен спрашивает, могли ли сохраниться где-нибудь бумаги того времени. Куратор советует ему покопаться в архивах Оперы.

Распрощавшись с куратором и покинув бар, Зензен возвращается в Гранд Опера - и видит у входа группу туристов, которую разгоняет охранник. Вход в Оперу почему-то закрыт. Пробравшись через собравшуюся толпу, Зензен узнает у пожарного, что в театре произошел несчастный случай: с лесов упал рабочий сцены. К счастью, парень остался жив, но он находится в тяжелом состоянии. Зензен и его помощница Дельфин помогают расчистить проход для санитаров и носилок с пострадавшим.

Зензен возвращается к работе и продолжает приводить в порядок костюмы и манекены, но работа не клеится: все сотрудники театра переживают из-за произошедшего. Вдруг Зензен замечает одного молодого парня-араба. Тот сидит в слезах, совершенно потерянный. Оказывается, это брат упавшего рабочего. От Мохаммеда (так зовут парня) Зензен узнает подробности произошедшего. Подробностей, собственно говоря, не так уж и много. Оба брата работали на лесах напротив лож первого и второго яруса. Махди поднялся выше и работал напротив знаменитой ложи № 5, когда вдруг жутко закричал и упал вниз - прямо в оркестровую яму.

Услышав про ложу Призрака, Зензен поражается странному совпадению. Он уже проклинает племянника, подсунувшего ему книжку, но теперь ничего не может с собой поделать: эта история невольно втягивает его. Он просит Мохаммеда, чтобы тот сообщил ему, если появятся какие-нибудь новости о состоянии Махди.

С головой погрузившись в работу, чтобы забыть об инциденте, Зензен занимается экспозицией до самого вечера, лишь в последний момент спохватившись, что хотел после работы заглянуть в архивы Оперы. К счастью, он успевает застать архивариуса, и тот оставляет ему ключи. Оставшись в одиночестве, Зензен начинает копаться в старых документах и... обнаруживает письмо, адресованное Фирмену Ришару и Арману Моншармену, написанное красными чернилами! Текст письма полностью соответствует тому, что привел в своём романе Гастон Леру! Следом Зензен находит и ещё два письма от Призрака Оперы на имя директоров. Сверившись с романом, он убеждается, что текст писем повторяется в точности! Значит, Призрак Оперы действительно существовал! Потрясенный этим фактом, Зензен отправляется домой с намерением завтра же рассказать о своей находке Тома.

Однако Тома объявляется первым: он поднимает Зензена с постели ранним телефонным звонком и заявляет, что у него было какое-то видение - сродни тому, что видят ясновидящие. И в этом видении было указание спуститься в тайный дом Призрака возле подземного озера. Зензен, недовольный ранним подъемом, отмахивается от небылиц мальчишки. Тома тут же заявляет, что мама разрешила ему на время недельных каникул жить у дяди и помогать ему с организацией выставки. Он обещает приехать сегодня после школы.

Положив трубку, Зензен принимает ванну, завтракает и углубляется в более детальное изучение романа Леру, откуда узнает подробную биографию Эрика - здесь я её повторять не буду, надеясь, что посетители сайта знакомы с романом хотя бы в общих чертах. После этого Зензен отправляется на работу. Однако не успевает он зайти в здание Оперы, как его встречает взволнованный Мохаммед: его брат Махди пришел в себя, отделался он довольно легко (вывих лодыжки и колена, три сломанных ребра и царапины), однако бедняга явно тронулся умом. Махди утверждает, что его кто-то столкнул, и этот "кто-то" был невидимкой! Зензен решает лично нанести визит Махди и договаривается с его братом, что в обеденный перерыв они поедут к нему в больницу.

А в Опере режиссера ждет новое известие. Его помощница Дельфин сообщает, что её сильно беспокоит новая девушка-стажер по имени Жанна. В последнее время Жанна часто упоминала, что слышит какой-то таинственный голос, а теперь она вдруг исчезла! Еще вчера отправилась брать костюмы из запасника, находящегося на пятом уровне подвалов Оперы, и пропала! Вечером домой не явилась, её пальто и сумка остались в Опере, и самое странное - до запасника она так и не дошла: Дельфин спускалась в подвал, но дверь оказалась закрыта, туда никто не заходил!

Зензен решает не предпринимать пока никаких действий и не ставить в известность администрацию, чтобы не навредить Жанне - возможно, её исчезновение объясняется какими-то вполне прозаическими причинами.

В обед Зензен и Мохаммед едут навещать Махди. Тот сначала стесняется режиссера, но затем рассказывает о том, что произошло: он протягивал электрический кабель напротив ложи № 5 и повернулся к ней спиной, когда его вдруг кто-то сильно толкнул. Однако в последнюю секунду, повернувшись, Махди никого в ложе не увидел! Зензен начинает его расспрашивать о самой ложе, не заметил ли парень чего-нибудь необычного... И тогда Махди вспоминает, что перед падением нечаянно нажал рукой на грудь статуи, украшающей колонну ложи № 5. Грудь статуи поддалась под рукой - и сразу за этим последовал толчок.

Выйдя из больницы, Зензен понимает, что Махди нечаянно нашёл секретный ход Призрака, и впервые задумывается о том, насколько безопасным будет затеянное Тома расследование. С чем они столкнулись? Неужели за всеми этими происшествиями стоит легендарный Эрик? Или кто-то подстраивается под него, используя знаменитую историю для своих целей? Не будет ли опасным втягивать в это дело мальчика?

По пути в Гранд Опера он звонит Дельфин, и та сообщает, что Жанна так и не появилась. Кроме того, куда-то пропал головной убор к костюму Отелло. У Зензена усиливаются плохие предчувствия, он торопится вернуться на работу. Зато в Опере его встречает племянник собственной персоной - их отпустили из школы пораньше. Некоторое время они занимаются экспозицией, устанавливая освещение у одной из групп манекенов, а затем звонит Дельфина и сообщает, что Жанна уже два дня не появлялась в университете. Зензен решает подождать до конца дня, а потом, если Жанна так и не появится, поставить в известность полицию и руководство.

После этого Зензен рассказывает Тома о своей находке в архиве, и они решают приступить к поискам логова Призрака прямо сегодня - сразу после окончания рабочего дня. Однако к концу дня Тома куда-то исчезает! Зензен, паникуя, ищет его по всей Опере, уже уходят последние работники - а племянник как сквозь землю провалился! К счастью, это оказывается не похищение - мальчишка просто сидел в кафе и составлял "план боевых действий". В его рюкзаке уже собраны фонарики, веревки, ремни с карабинами... Искатели приключений решают начать свои исследования с ложи № 5, но для начала плотно подкрепиться.

Неожиданно с ними завязывает разговор сидящая за соседним столиком пожилая дама - сотрудница Оперы. Ей уже 65 лет, работает в Гранд Опера она с 15-летнего возраста, раньше была балериной. Тома аккуратно спрашивает, не знает ли она что-нибудь об истории Призрака Оперы, и словоохотливая старушка с радостью делится с ними воспоминаниями. Оказывается, мадемуазель Жамм (так зовут пожилую даму) является... внучкой той самой мадам Жири, смотрительницы ложи № 5! А "малышка" Мег Жири была её тетей.

Мадемуазель Жамм рассказывает нам ещё часть истории "Призрака Оперы": как директора хотели уволить мадам Жири, но вынуждены были взять её обратно под давлением Призрака, про Карлотту и падение люстры, про малышку Мег, ставшую баронессой Кастелло-Барбезак, про то, как Призрак влюбился в Кристину и начал давать ей уроки... Но потом она вдруг спохватывается, что уже поздно, и спешно прощается. У дяди с племянником почему-то возникает ощущение, что старушка что-то скрывает.

А сами исследователи отправляются в Оперу, в знаменитую ложу Призрака. Атмосфера окутанного тишиной и темнотой театра слегка пугает обоих - в темноте им слышатся посторонние звуки, шепот в пустой гримерной, а в самой ложе № 5 режиссеру мерещится фигура, закутанная в черный плащ... Или не мерещится? Зайдя в ложу, дядя с племянником по очереди вылезают на леса и обследуют фигуру статуи, пытаясь найти секретный механизм на её груди. После нескольких неудачных попыток Зензену наконец удается повторить действия несчастного Мухаммеда и открыть потайной проход в колонне. Однако время приближается к полуночи, и дальнейшие поиски они откладывают на завтра.

Ночью на автоответчик Зензена поступает сообщение: звонит Мохаммед, просит утром встретиться с ним - у него есть новости о пропавшей студентке, Жанне. Придя на работу, режиссер находит рабочего и запирается с ним в своем кабинете. Оказывается, Мохаммед... нашел Жанну на пятом уровне подвалов Оперы! Без сознания. На вопрос, что там делал ночью сам рабочий, тот, смущаясь, открывает режиссеру свою тайну: он устроил себе жилище в одном из подвальных помещений театра, входя туда со стороны улицы Скриба. Разумеется, незаконно. Ибо денег на нормальное жильё у него не хватает.

Пропавшую студентку Мохаммед обнаружил прошлой ночью лежащей в подвале без сознания. Ненадолго придя в чувство, Жанна закричала от страха, а потом снова упала в обморок. Мохаммед, естественно, не мог обратиться в полицию, поэтому перенес девушку в свой "домик", оставил ей воды и связался с Зензеном.

Мужчины спускаются вниз, режиссер приводит Жанну в чувство, и та наконец рассказывает, что с ней случилось. Оказывается, когда она спускалась в подвал за костюмами, то увидела там какого-то бледного монстра, похожего на вампира. Она бросилась бежать и просто-напросто заблудилась. К тому моменту, как её нашел Мохаммед, девушка уже почти двое суток блуждала по подвалам и была вне себя от страха и истощения, поэтому темнокожего рабочего тоже приняла за очередное чудовище.

Зензен отводит Жанну наверх и, чтобы не подставлять Мохаммеда, объявляет, что сам нашел её в подвале. При этом про чудовищ, естественно, никто не упоминает.

Затем у режиссера проходит встреча с фотографами и журналистами - он очень интересно рассказывает о готовящейся выставке, о сценических костюмах и т. п. Закончив пресс-конференцию, Зензен снова занимается своими манекенами - выставка открывается уже в понедельник, осталось совсем немного времени. К концу рабочего дня в Опере появляется Тома. Он сделал забавное открытие: в романе Гастона Леру присутствует фамилия Жамм! Они приходят к выводу, что упоминаемая в романе Сесиль Жамм имела брата, и этот брат, скорее всего, женился на сестре малышки Мег Жири... В общем, сплошные фамильные тайны.

Тут вдруг, откуда ни возьмись, появляется пожилая мадемуазель Жамм собственной персоной и приносит им шляпу к костюму Отелло, которую они давно и безуспешно искали. Обменявшись с ними несколькими фразами, она уходит, а у Зензена и Тома возникает впечатление, что старушка опять чего-то недоговаривает.

Работу над экспозицией они завершают уже поздно, когда в театре почти никого не остается. Тогда они собирают заранее приготовленную амуницию и открывают найденный проход в ложе № 5. Спустившись по узкой горловине прохода, по сколькой металлический лестнице, Зензен и Тома попадают в шестиугольную комнату с зеркальными стенами. Оба без труда узнают в ней знаменитую "камеру пыток" Призрака Оперы.

Пока они обсуждают, что же им теперь делать и как отсюда выбираться, откуда-то вдруг доносится запах еды, а в следующую секунду они замечают, что одна из панелей камеры открыта, а за этой панелью они видят комнату, обставленную мебелью в стиле Луи-Филиппа. И в эту комнату заходит... их старая знакомая мадемуазель Жамм! Она принесла еду очень старому человеку, лежащему на постели в этой комнате.

Зензен и Тома прислушиваются к их разговору, гадая, кем может быть этот старик. Она называет его Сильвеном, он её - Сильвианой. Из их диалога чувствуется, что мадемуазель Жамм очень любит Сильвена, заботится о нём, каждый день приносит ему еду. А он... он уже явно находится при смерти. В какой-то момент Сильвен приподнимается, и Зензену с Тома удается его разглядеть: очень высокий и худой, как скелет, невероятно бледный мужчина в черном фраке. У него редкие волосы, лицо всё в морщинах, кожа плотно обтягивает череп... И самое странное - красные глаза. Вроде, и похож на описанного в романе Призрака, и нет.

Сильвен заявляет Сильвиане, что собирается пойти на открытие выставки: он снова хочет увидеть театр ожившим. Она уговаривает его не торопиться: скоро закончится реконструкция, и он снова будет наслаждаться постановками из своей ложи № 5, но сейчас ему вставать нельзя, он себя погубит. На что он заявляет, что до конца года всё равно не проживет, поэтому хочет напоследок обязательно взглянуть на экспозицию. Их дальнейший диалог передать очень трудно - оба явно понимают, что Сильвен уже при смерти, но всё равно делают вид, что всё в порядке: шутят, вспоминают забавные события прошлого, Сильвиана развлекает своего друга, наливает шампанское: для них теперь каждый прожитый день - это праздник.

Зензену и Тома становится неудобно от того, что они столь бесцеремонно подсматривают за чужой личной жизнью, и они пытаются потихоньку ускользнуть, но Сильвиана Жамм их замечает. Сперва испугавшись, она тут же приходит в себя и с любопытством спрашивает их, как они здесь оказались. Узнав, что они проникли в камеру через тайный ход Эрика, она их укоряет - это очень опасно, они могли погибнуть в ловушке или застрять в "камере пыток" навсегда. Если и более безопасная дорога.

Затем она приглашает их зайти в комнату в стиле Луи-Филиппа. Сильвен - оказывается, он альбинос (именно этим объясняется его неестественная бледность и красные глаза) - первым заводит с ними разговор и благодарит Зензена за организацию выставки: все эти сценические костюмы напоминают ему о славном театральном прошлом. Вся его жизнь прошла в театре. Он не выносит дневного света, поэтому всегда скрывался в темноте и, как он пошутил, взял на себя обязанности Призрака Оперы - ведь если есть такая легенда, то должен же кто-то её поддерживать! Да, это именно он по вечерам наблюдал за работой Зензена из темноты, иногда не мог удержаться от шалости и перекладывал с места на место детали костюмов, иногда, наоборот, что-то поправлял... Теперь эта выставка дает ему возможность в последний раз повидаться и попрощаться со своими друзьями - персонажами опер - перед тем, как покинуть этот мир.

Затем, выпив ещё шампанского, Сильвен обращается к Зензену с просьбой: не могли бы они продемонстрировать ему законченную экспозицию прямо сейчас, устроив для него, так сказать, индивидуальный показ? Поколебавшись - ибо Сильвен явно очень слаб, - режиссер всё-таки соглашается. Они все вместе помогают ему одеться, пройти "тропой коммунаров" по берегу подземного озера и подняться в здание Оперы.

Наверху Сильвен буквально преображается. Оказавшись среди выставочных композиций, он сам рассказывает собравшимся краткую историю каждого из костюмов: в каком году ставились оперы, что это за персонажи, какие знаменитые актеры их исполняли... Это его прошлое, это его жизнь. Тома восхищен.

Неожиданно появляется припозднившаяся журналистка и в шутку интересуется, уж не Призрак ли Оперы с ними - ибо Сильвен действительно выглядит весьма необычно. Тома грудью бросается на защиту Сильвена, заявляя, что это его дедушка. А разозлившийся Зензен журналистку выпроваживает и только потом замечает, что Сильвен исчез. Мадемуазель Жамм, пожав плечами, заявляет, что это его дом, он тут знает все входы и выходы. И что они наверняка увидят его завтра - потому что Сильвен всего очень сильно нуждался в любви и внимании других людей, и их забота очень его тронула. После чего она прощается с ними, пообещав завтра рассказать им историю Сильвена.

А утром раздается телефонный звонок - Сильвиана Жамм, плача, сообщает им, что ночью Сильвен умер. Зензен и Тома обещают помочь ей с организацией похорон. В Опере им всем приходится ждать до вечера, когда двери закроются для посетителей. Режиссера не оставляет странное чувство: все вокруг продолжают заниматься своими привычными обязанностями, как будто ничего и не произошло, а Сильвена больше нет... Хотя ему всё время кажется, что тот где-то рядом, наблюдает за ними из теней.

Наступает вечер, Тома, Зензен и мадемуазель Жамм привлекают к делу Мохаммеда и Махди - того как раз только что выписали из больницы, - и все вместе спускаются в подвалы Оперы. Сильвен лежит на кровати в комнате Луи-Филиппа и будто спит. Сильвиана приносит букет нарциссов - его любимых цветов. Махди и его брат отправляются копать могилу на берегу подземного озера - Сильвен хотел быть похороненным именно там.

А Зензен остается и начинает разглядывать комнату. Здесь много фотографий от знаменитых актеров и певцов: Мария Каллас, Элизабет Шварцкопф, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Рудольф Нуриев и многие-многие другие, известные и не очень, - и все эти фотографии имеют автографы, адресованные непосредственно Сильвену. Мадемуазель Жамм поясняет, что Сильвен собирал эту коллекцию много лет, со многими из актёров он даже поддерживал переписку - с её помощью. Она, как и мадам Жири в своё время, тоже носила письма от "Призрака".

В комнате также находится очень много прекрасных картин - Сильвен сам рисовал пейзажи, которых никогда не видел, мысленно совершая путешествия, которых никогда не мог сделать в реальной жизни. Он собирал открытки, путеводители и журналы - а его воображение завершало остальное. Рисовал он и портреты - своей воображаемой семьи: жены и детей, которых у него никогда не было. И один автопортрет, на который он добавил краски, скрыв свою бледность, и изменил цвет глаз. Портрет, на котором он выглядит нормальным человеком... Это портрет остался незаконченным.

После этого Сильвиана просит Зензена оставить её наедине с покойным: она хочет облачить его в тунику из белого шелка, который они принесли, и подготовить к погребению.

А затем они впятером хоронят Сильвена на берегу подземного озера при свете множества свечей. Сильвиана читает заупокойную молитву под торжественные звуки "Реквиема" Моцарта - магнитофон принес с собой Тома. Сильвиана бросает на тело нарциссы - и темнота поглощает того, кого многие сочли бы воплощением монстра, описанного в романе Гастона Леру.

После церемонии они возвращаются в комнату в стиле Луи-Филлиппа, и мадемуазель Жамм рассказывает им историю Сильвена. Оказывается, он - сын той самой Сесиль Жамм, подруги Мег Жири. Однако родился он незаконнорожденным: "малышка" Жамм к тому моменту уже была замужем, но закрутила роман с приехавшим в Париж русским князем и забеременела от него. Беременность свою она прятала до последнего, а скрыть роды ей помогла Мег Жири: обе они якобы уехали на Ривьеру, а на самом деле спустились в бывшее жилище Призрака, где и появился на свет Сильвен. Произошло это 3 апреля 1905 года - а значит, в день открытия выставки ему должно было исполниться ровно 90 лет.

Вскоре Сесиль Жамм умерла, а о существовании маленького Сильвена не знал никто, кроме Мег Жири, которая и заботилась о нём долгое время. Когда спустя много лет её племянница Сильвиана (дочка сестры Мег Жири и брата Сесиль Жамм) была назначена смотрительницей лож в Гранд Опера, Мег Жири рассказала ей о существовании кузена, и отныне они заботились о нём вместе. Сильвен стал новым воплощением легенды о Призраке Оперы: те, кто случайно замечал альбиноса в театре, были уверены, что видят именно Призрака.

Сильвен, кстати, не знал, что Сильвиана - его двоюродная сестра. Он сам придумал себе собственную легенду и жил в выдуманном мире, никогда не выходя на солнце, поскольку его кожа и глаза не выносили солнечного света. Открывать правду ему так и не стали.

Напоследок мадемуазель Жамм передала Зензену и Тома два письма, которые оставил им перед смертью Сильвен. В письме Тома Сильвен написал: он знает о том, что до утра уже не доживет, но просит мальчика не огорчаться. У него была по-своему хорошая жизнь, наполненная живописью, музыкой и чтением. Единственное, о чём он сожалеет, - это о том, что так и не смог повидать мир. И теперь он хочет, чтобы Тома исполнил эту мечту за него. У Сильвена остался немалый капитал: он не знает, откуда взялись эти деньги и думает, что их поместили за счет в банке его родители, но за 90 лет там натекли солидные проценты, и все свои средства он завещает именно Тома. Тот получит их, когда ему исполнится 18 лет.

Сильвен просит мальчика объехать как можно больше стран - и везде оставлять на скале, или в песке, или на дереве инициалы "П.О." Дышать за него воздухом свободы: воздухом пустынь, гор, моря... Создать свою семью, растить детей, и когда-нибудь рассказать своим детям и внукам о Сильвене, о его жизни: о том, как он разводил пчёл на крыше Опера Гарнье, как выращивал карпов в подземном озере... Для них останется всегда зарезервированной ложа № 5, чтобы они могли присутствовать на всех представлениях. А он будет наблюдать за ними и жить их жизнью.

И напоследок он просит Тома позаботиться о мадемуазель Жамм: после его смерти ей будет очень одиноко. Он просит мальчика высылать ей открытки со всех стран, которые он посетит: Сильвиана собирает коллекцию открыток. Подписывает своё письмо он инициалами "П. О."

Тома, читая письмо, с трудом сдерживает слёзы и говорит: если у него будет сын, он назовёт его Сильвеном.

Второе письмо адресовано Зензену. Сильвен благодарит его за выставку, в которой он увидел часть своей собственной жизни. Он завещает режиссеру свой дневник: из этих записей Зензен узнает, какой необыкновенной женщиной была Мег Жири. Сильвен пишет о том, что несколько раз выходил на улицу через решетку на улице Скриба, но там оказывалось слишком много людей и шума, ему становилось неуютно, и он возвращался обратно. Он сообщает Зензену о том, что завещал деньги Тома и просит извинить его за то, что он не сможет присутствовать на открытии выставки. А ещё он просит принести извинения Жанне - за то, что напугал её, когда они столкнулись лицом к лицу на пятом уровне подвалов. Подписано это письмо теми же инициалами.

На следующий день выясняется, что письмо, коряво написанное красными чернилами, получил и куратор музея. Сильвен, подписавшийся "П. О.", завещал музею Оперы свою обширную коллекцию фотографий, писем и театральных программок. А ещё предупредил, что если вокруг будет сновать слишком много всяких телезвезд и будет большая шумиха в прессе по поводу истории Призрака, то они сильно рискуют увидеть падающую люстру. Словом, привет от П. О.

В столовой режиссера находит мадемуазель Жамм. Она передает Зензену пять тетрадей - это дневники Сильвена - и показывает то письмо, которое он оставил для неё. Очень трогательное и теплое послание, в котором он вспоминает о том, как они проводили вместе время: играли в шахматы, шутили над персоналом театра... Она была единственной звездой, освещавшей его печальную жизнь, и именно её он запечатлел на портрете в образе своей вечной невесты - да, он всегда был в неё влюблен. И ей он завещал свою коллекцию картин.

Зензен и Тома решили скрыть правду от родителей мальчика: когда он получит своё наследство, Зензен объявит, что эти деньги поступили от него.

Открытие выставки проходит блестяще. Сотрудники театра, посетители, репортеры... А Зензену всё время кажется, что среди этой толпы незримо присутствует Сильвен. Он везде: в толпе, среди манекенов, в тени балконов и на парадной лестнице... Само это здание хранит в себе секрет Призрака Оперы.

Эпилог.

Спустя семь лет Национальная Библиотека Франции и Парижская опера совместно организуют выставку, посвященную 30-летию основания музея Гранд Опера. Разумеется, организацией выставки занимался Зензен. В день открытия он раздает автографы на ретроспективных буклетах, как вдруг один из посетителей просит подписать буклет "Призраку Оперы". Подняв глаза, Зензен видит перед собой Тома и мадемуазель Жамм! Его племянник только что вернулся из поездки в Индонезию, куда пригласил и пожилую даму - та впервые оказалась в экзотической стране и была в восторге от такого приключения.

Тома и Сильвиана принесли нарциссы - они решили вечером, после закрытия выставки, навестить Сильвена и положить ему на могилу любимые цветы.

Выясняется, что за это время произошло немало событий: Мохаммед женился на Жанне, а Махди теперь является... смотрителем ложи № 5! Пока они обсуждают последние новости, в Опере вдруг гаснет свет! А Зензен слышит возле себя какой-то странный шорох. Кто это? Может быть, Эрик или Сильвен? Легкая паника присутствующих при упоминании Призрака Оперы заставляет режиссера рассмеяться: легенда, созданная Гастоном Леру, будет жить ещё долго.

Конец.

Синопсис © Мышь_полевая

На верх страницы