"Аэрофлот"
октябрь 2014 года.


В октябрьском номере бортового журнала авиакомпании "Аэрофлот" было опубликовано совершенно замечательное интервью с Еленой Бахтияровой, исполнительницей роли Кристин в российской постановке мюзикла Уэббера. В интервью Елена рассказывает о том, как проходил кастинг, о своем отношении к истории "Призрака Оперы" и к партнерам по сцене, о том, как она ухаживает за голосом, об учебе и работе, о дочери – и о многом-многом другом. Настоятельно рекомендуем к прочтению.


НЕПРИЗРАЧНЫЙ УСПЕХ

Актриса ЕЛЕНА БАХТИЯРОВА о легендарном мюзикле «Призрак Оперы»,
привыкании к столичной жизни и воспитании дочери

Совсем скоро в Москве произойдет событие, которого столица ждет уже много лет. Легендарный мюзикл «Призрак Оперы» по праву считается жемчужиной мирового театра, и вот в октябре наконец состоится его премьера на российской сцене – в театре МДМ. Драматичная история о любви и музыке, овеянная ореолом тайны, не оставляет сердца равнодушными – спектакль идет в 30 странах мира. Главную роль – певицы Кристин – в российской постановке исполняет Елена Бахтиярова. Это ее дебют в жанре мюзикла, тем не менее создатель «Призрака Оперы», семикратный обладатель премии «Тони» композитор Эндрю Ллойд Уэббер назвал нашу актрису одной из лучших исполнительниц этой партии в мире. В интернете о Елене совсем немного информации: родилась в Перми, окончила музыкальный колледж, затем факультет музыкального театра в ГИТИСе, приняла участке в конкурсе академического пения «Серебряный голос» и завоевала Гран-при. Сейчас со-листка Камерного музыкального театра оперы им. Б. А. Покровского.

Елена – одна из тех немногих, кто умеет сочетать оперную и мюзикловую манеру исполнения. Именно это позволило ей оставить далеко позади конкуренток на кастинге и получить главную роль в легендарной постановке «Призрака». Российской премьере предшествовала поездка актрисы в Лондон (на мастер-класс с Эндрю Ллойдом Уэббером), во время которой Елена рассказала о постановке.

Елена, с каким чувством вы ждете премьеру?

С чувством трепета – ведь это будет нечто грандиозное. Но ощущать груз такой колоссальной ответственности необычайно приятно. «Призрак Онеры» – очень большой проект, к которому готовились несколько лет. К премьере была проведена серьезная реконструкция театра МДМ: преобразились и фойе, и зрительный зал, масштабные работы затронули сцену – ее глубина увеличилась на два метра. Была создана особая система, которая позволяет 650-килограммовой люстре падать эффектно, но безопасно: в кульминационный момент спектакля она буквально пролетает над головами зрителей. В ходе кастинга актеров искали по всей России и странам СНГ, и я счастлива, что меня утвердили на главную роль. Сыграть Кристин было моей мечтой: одноименный фильм я впервые увидела еще школьницей, и он произвел на меня огромное впечатление. Такие переплетения сюжета, такая драма, такие глубокие персонажи! Так что сейчас я осуществила свою детскую мечту.

На кастинге волновались?

Друзья посоветовали сходить на пробы еще зимой, как только компания «Стейдж Энтертейнмент» объявила кастинг: «Лена, ты подходишь но типажу, у тебя хороший вокал». Кроме того, для этой роли надо еще уметь танцевать, а я давно занимаюсь хореографией. Попробовать себя в мюзикле было очень интересно, но никак не получалось выкроить время на подготовку. Я солистка Театра имени Покровского, у нас как раз шла премьера за премьерой. В общем, с кастингом я дотянула до последнего. Сначала был отборочный тур (мы записали видео, которое просматривала комиссия), потом меня пригласили на второй. Буквально за неделю я выучила две арии Кристин, в одной из которых героиня поет об умершем отце. Ария очень лиричная, трогательная. Я исполняла ее не в классической манере, более мягко. Конечно, сильно волновалась, листок с нотами дрожал в руке, дыхание перехватывало. Но так и было положено по роли: Кристин испытывает сильные эмоции, она в смятении обращается к отцу, рассказывает, как ей его не хватает... Тут мне не надо было играть. Я взяла верхнюю ноту немного подержала ее... и было видно, что мое выступление понравилось.

Вам сразу сказали, что берут на роль?

Нет, по итогам второго тура осталось восемь исполнительниц. Нас оценивали но внешним данным, с нами занимался хореограф. Разучивали диалог с Раулем – члены комиссии хотели понять, насколько гармонично мы смотримся вместе. Через какое-то время позвонили и сказали, что меня утвердили на роль. Правда, не уточнив, на какой состав. Было первое мая, прекрасная погода, я как раз гуляла по Москве. Была безумно счастлива! Казалось, природа радуется вместе со мной. Дебют в жанре мюзикла – и сразу такая роль. Просто подарок судьбы!

Кто вам эмоционально ближе – Рауль или Призрак?

Я пока не решила. Видимо, смогу ответить в процессе репетиций: как себя преподнесет Призрак, каким окажется Рауль. Пока собираю материал, читаю роман Гастона Леру. Посмотрела спектакль в театре Her Majesty’s в Вест-Энде, пообщалась с артистами лондонской труппы. Думаю, лондонской Кристине явно ближе Рауль, это читалось в ее игре.

Вы общались с партнерами в неформальной обстановке. Насколько, по-вашему, они попадают в свои образы?

Выбор очень удачный. Дмитрий Ермак, который играет Призрака, очень эмоциональный, в нем чувствуется глубина, он может захватить. Евгений Зайцев (Рауль) – настоящий романтический герой: нежный, мягкий, но видно, что он способен постоять за любимую.

Лично для вас о чем эта история?

Гениальность, граничащая с безумием, тайна, но в первую очередь – это музыка и любовь. Любовь к музыке, переходящая в одержимость, страсть.

Вы можете полюбить человека только за то, что он талантлив?

Талант производит впечатление, но не вызывает чувств. Это будет не любовь к человеку, а поклонение гению. Хотя... если он раскроется как личность, все возможно.

У вас было подобное эмоциональное переживание? Приходилось выбирать между двумя мужчинами?

Были истории, но, конечно, не столь глобальные и драматичные. (Смеется.)

Какой вам показалась лондонская постановка? Оправдала ваши ожидания?

Спектакль потрясающий, актеры выкладываются по полной. Они безумно талантливы. Играют мюзикл уже год, все движения отточены. Возможно, в какие-то моменты ощущалась некая наигранность в образе Кристин. Но прекрасная музыка Эндрю Ллойда Уэббера сглаживала все. Она захватывает сразу и не отпускает до конца. У меня даже мурашки бегали по коже.

Во время мастер-класса композитор назвал вас одной из лучших исполнительниц партии Кристин в мире за все 28 лет проката мюзикла. Как вы отреагировали?

Даже не мечтала о том, что мне выпадет честь петь для самого Эндрю Ллойда Уэббера! Получить такую характеристику своего исполнения – наивысшая награда и дополнительная ответственность. Каждый день, выходя на сцену, я буду доказывать всем, и себе в первую очередь, что соответствую этой оценке. Очень серьезно готовлюсь к роли. В Театре имени Покровского мне дали отпуск на год, чтобы я могла полностью посвятить себя мюзиклу. Я спокойно прорабатываю каждую мизансцену. Занимаюсь с хореографом, педагогом по вокалу, который меня направляет в сторону мюзикла. Кажется, я нашла естественную тембральную окраску.

Вы не боитесь сравнения? Ведь «Призрак Оперы» идет в 130 странах мира...

Конечно, думаю об этом. Ведь в нем играли и играют такие звезды!

Одержимы ли вы, как многие певцы, страхом лишиться голоса?

Страх, конечно, есть. Очень внимательно слежу за тем, в каком состоянии находится голосовой аппарат. Регулярное посещение фониатра – одна из составляющих нашей профессии. Если чувствую, что перенапрягла связки, отпрашиваюсь с репетиции. Запрещаю себе употреблять некоторые продукты. Перед спектаклем стараюсь не есть соленого, не пить молоко – уже знаю, что влияет на голос. Вообще это все индивидуальные особенности. Одна из моих коллег, наоборот, за час до выхода на сцену пьет колу. И утверждает, что ей это помогает.

Вы занимаетесь вокалом с детства. У вас музыкальная семья?

Еще в детском саду меня отдали в кружок самодеятельности. Педагоги сказали, что есть слух, голос и надо дальше развивать талант. В принципе, я человек разноплановый. Мне многое нравилось. Я еще и в настольный теннис играла, даже занимала на соревнованиях призовые места. Хорошо каталась на лыжах, входила в состав сборкой школы.

Сейчас остается время на спорт?

Иногда хожу на лыжах, выбираюсь в бассейн поплавать – это расслабляет, снимает стресс. В театре мы интенсивно занимаемся хореографией, что помогает держать себя в тонусе.

Тем не менее спортсменкой вы не стали, выбрали музыкальную карьеру.

У меня возникали некоторые сомнения, куда идти после школы. Но мама, которой очень нравилось, как я пела, посоветовала и дальше заниматься вокалом. С ее подачи я поступила в музыкальный колледж. А потом, победив на конкурсе «Серебряный голос», решила поступать в ГИТИС. Мама сыграла большую роль в моей карьере. Она всегда поддерживала меня, это мой самый преданный поклонник и помощник. Она ездила со мной на все фестивали и конкурсы. И сейчас приходит на мои спектакли, волнуется даже больше, чем я.

Как проходила адаптация в Москве? Вам нравится жить в столице?

Привыкала долго. Мое детство прошло в Перми, это провинциальный город – уютный, милый, не очень большой. После него в мегаполисе трудно: слишком много людей, суета, жесткий ритм. Не то чтобы у меня было отторжение Москвы, но положительных эмоций столица у меня не вызывала. Но все это оказалось неважным – меня полностью захватила учеба в ГИТИСе. С момента поступления и до получения диплома я была полностью погружена в этот мир. Мы занимались с утра до ночи, так что Москву я толком и не видела.

Как же вы при таком графике устраиваете личную жизнь?

Я устроила ее еще до ГИТИСа. У меня есть пятилетняя дочь Настя – милый, симпатичный человечек. Настя очень музыкальна, уже в два года она в первый раз вышла на сцену. У нее красивое высокое сопрано. Сейчас с ней занимается педагог по вокалу, которая учила и меня.

Хотите, чтобы дочь пошла по вашим стопам?

Это ее желание. Девочка у меня безумно творческая. Сегодня говорит: «Мама, я хочу играть на скрипке». Через месяц: «Мама, мне нравится фортепиано». Впрочем, это нормальное явление для человека в возрасте пяти лет. (Смеется.) Еще она очень любит рисовать, у нее есть определенные задатки. Сейчас думаем о том, чтобы отдать Настю и в художественную школу.

Вы солистка Театра имени Покровского. Почему выбрали именно эту сцену?

В наше время очень трудно попасть в оперный театр. После окончания ГИТИСа я проходила прослушивание в нескольких. Какое-то время выбирала между Театром оперетты и Театром Покровского. В итоге остановилась на последнем и очень довольна: у меня здесь главные роли. Наш театр даже получил премию «Золотая маска».

Вы уже успели почувствовать «наркотик сцены»?

Я «подсела» на него на пятом курсе. (Смеется.) Когда видишь эмоциональную отдачу зрителя, чувствуешь энергетику зала, это подпитывает. Такой драйв ощущаешь! Правда, потом, приезжая домой после спектакля, чувствуешь себя выжатой как лимон.

Насколько вы амбициозный человек, чего хотите добиться в профессии?

Главное – быть востребованной. Играть там, где хочется, где можно набираться опыта, развиваться профессионально. Но, возможно, еще важнее, чтобы работа была интересной и приносила радость.

Интервью © Инна Локтева
Фото © Андрей Федечко

Фотографии

* «Кристин мне близка по характеру. Она легчая, нежная, временами застенчивая, но в ней чувствуется стержень. Думаю, эта героиня должна у меня получиться убедительно. Мне легко пропустить ее через себя, понять»

* На сцене лондонского театра Her Majesty’s «Призрак» идет уже 28-й сезон. На фото: слева от Елены – Дмитрий Ермак, исполнитель роли Призрака, справа – Евгений Зайцев (Рауль де Шаньи)

* Важными событиями для исполнителей главных ролей стали посещение парижской Гранд-опера, в стенах которой развивается сюжет, и встреча с Вероник Леру (на фото – вместе с Еленой). Перу ее деда, Гастона Леру, принадлежит роман «Призрак Оперы» (1910), ставший основой мюзикла. Российским актерам Вероник, ныне владеющая баром La Cave de Gaston Leroux на Монмартре, рассказала о своем знаменитом предке и о предполагаемых прототипах главных героев романа

Наверх