Полный комплект нижнего белья
(сорочка, панталоны, корсет, турнюр)
|
Рассказывать о женском нижнем белье мы будем с точки зрения Кристины Дааэ, пресонажа романа Гастона Леру "Призрак Оперы", действие которого происходит в начале 1880х годов, а также персонажа одноименного фильма Джоэля Шумахера, действие которого перенесено в 1870-е годы.
Статья © Banshee
Комментарии к тексту © их авторов (См. список литературы).
1. Самыми интимными предметами женского туалета были панталоны (по-английски drawers) и сорочка (chemise).
Их надевают в первую очередь, хотя я не уверена в какой последовательности. Насколько я понимаю, особо
благочестивые девушки даже одевали сорочку поверх одежды и переодевались уже под ней, дабы ненароком не взглянуть
на обнаженную плоть (сведения из фильма Magdalene Sisters). Итак, Кристина натягивает сорочку, главная функция
которой - защищать кожу от корсета и наоборот. Сорочка представляет собой льняное или хлопковое платье без рукавов
или с короткими рукавами, длиной по щиколотку. На ней может быть вышивка и кружева, шейный вырез низкий. Если
действие происходит в 1870х годах, когда в моде узкий силуэт, то и сорочка будет узкой и недлинной. Укороченный
вариант сорочки называется camisole - на русский переводится как лиф. У лифа та же функция - защищать кожу от корсета,
- он достигает талии, и поэтому его очень легко перепутать с лиф-чехлом (cosert cover).
Белье украшали невероятным количеством декоративных элементов. Реформа верхней одежды с необходимостью повлекла за собой реформу женского белья, которая началась с сокращения количества одновременно надеваемых предметов путем соединения двух предметов в один, например, лифа с юбкой. Реформаторы способствовали тому, что корсетный лиф стал короче. К преобразованному лифу предлагалось пристегивать нижнюю юбку или панталоны.
Возможно, что Кристина решила сэкономить и обзавестись симпатичной комбинацией - т.е. комбинацией сорочки
и панталон. Cторонники реформы в одежде тут же взяли эту модель на вооружение, поскольку она показалась
им весьма рациональной, но модницы сказали "фи!", и такие комбинации не считались модным предметом одежды вплоть до
начала 20-го века. Хотя Кристина Даае выглядела бы в этой комбинации очаровательно.
Панталоны и сорочки из полотна, мериносовой шерсти, хлопчатобумажной ткани или нансука были объединены в комбинации в 1877 г. Комбинации были иногда с застежкой под шею и длинными рукавами для дня, к 1890-м их стали шить без рукавов и более изящными с рюшами, защипами, кружевной отделкой, лентами. Нижние рубашки, или майки, из цветного стирающегося шелка с чашками для поддержания бюста стали носить к 1875 г., а фланелевые панталоны с резинкой внизу, похожие на мужские бриджи, иногда заменяли обычные панталоны в 1890-х. [3]
Сорочка
|
Сорочка
1878 г.
|
Сорочки
1901 г.
|
Комбинация
1905 г.
|
Лиф
|
|
Нижнее белье
|
Нижнее белье
|
|
2. Итак, Кристина надела сорочку и потянулась за панталонами. В 19-м веке женщины носили панталоны не всегда, но в
30-40х годах их уже точно носили, а с появлением кринолинов в 50-х без панталон было не обойтись, иначе можно было
попасть в пикантную ситуацию (скажем, ветер сильный подует во время пикника или придется прыгать с сеновала :) ).
Панталоны средне-викторианского периода доходят до колена или чуть выше, могут быть присобраны у колен и расшиты
кружевами. Ммм, очаровательно. Но они как бы разрезаны надвое, половинки для каждой ноги скроены отдельно и
соединяются завязками или пуговицами у талии, на спине. Таким образом шаговой шов (т.е. промежность) открыт,
что может быть очень удобно в опеределенных случаях, о которых я, будучи дамой благовоспитанной, упоминать не
стану. Но чтобы избежать зазора, панталоны сшиты с запАхом, из-за чего они выглядят мешковато. Даже когда панталоны
стали цельными, они сохраняли мешковатость.
Кстати, в этот период женские панталоны были табу, о них не упоминали в приличном обществе (если учесть их
конструкцию, то такое отношение вполне объяснимо). Поэтому если бы после продолжительного проживания в подземельях
м-ль Даае сообщила своему учетелю, что у нее, дескать, панталоны прохудились и может быть он купит ей новые, он,
наверное, покраснел бы как институтка. Хотя кто знает, кто знает...
Панталоны были очень широкими внизу, отделанные широкими кружевами и прошивками; с продетой понизу лентой, которой панталоны можно было по желанию присобрать. [1]
Панталоны
1880 г.
|
Панталоны
1890 г.
|
Панталоны
|
|
3. Наша героиня натянула панталоны и завязала их на спине, тихо проклиная эпоху в которую ее угораздило
родиться, и теперь принялась за нижнюю юбку. Нижняя юбка выполняла две задачи: во-первых, обеспечивала
теплоту и сохраняла скромность, во-вторых - придавала форму платью (поэтому форма нижней юбки соответствовала
форме платья). Нижняя юбка, у Кристины, скорее всего одна - в моде стройный силуэт, чему и способствует
узкая нижняя юбка, из льна или хлопка, на конском волосе для дополнительной поддержки. Некоторые дамы той
эпохи вообще не носили нижнии юбки, только полоску кружев которая имитировала нижнюю юбку и крепилась под
платье (т.е. непосредственно к нижней юбке самого платья). В 80-х годах после небольшого перерыва вернулся
турнюр и юбки стали пошире. Кроме того, начиная с 60-х годов и до конца века в моде были красные фланелевые
нижние юбки, которые, впрочем, сильно топорщились.
4. Намучившись с корсетом (о котором рассказ в отдельной статье), Кристина потянулась за лиф-чехлом,
или корсажем (bodice). Корсаж защищал корсет от верхнего платья, а также скрывал его от нескромных
глаз. Щедро украшенный кружевами и вышивкой, корсаж (или лиф-чехол) спускался до талии или чуть ниже,
расстегивался спереди и, в зависимости от моды, у него могли быть короткие или длинные рукава, или же
они могли вообще отсутствовать.
5. Ну и наконец чулки, куда же Кристине без чулок. Начиная с 1878 года чулки прикреплялись с помощью подтяжек
к поясу, который надевался поверх корсета. С этого момента стало невозможным носить длинную сорочку под
корсетом, иначе вышла бы неувязка с чулками. До этого времени чулки носили на эластичных подвязках.
Шелковые чулки считались роскошью, их надевали только в торжественных случаях, а тонкие фильдекосовые и
более плотные хлопчатобумажные или шерстяные носили "на каждый день". До 1880-х они были в основном белыми
или светлыми, в отличие от полосатых чулок 1860-х, но в начале 1880-х дети и женщины также носили черные
чулки. В это десятилетие чулки стали более пестрыми: в черную и белую полоску или с вышитыми стрелками,
а к концу 1890-х вышивки или кружевные вставки могли украшать подъем вечерних чулок. [3]
Лиф-чехол
1910 г.
|
Лиф-чехол
1880 г.
|
Лиф-чехол (справа) и корсет (слева)
1892 г.
|
Нижняя юбка
1890 г.
|
|
Кружево нижней юбки
|
Нижняя юбка c турнюром
1896 г.
|
Нижняя юбка из батиста со съемным шлейфом (справа)
1882 г.
|
|
Нижние юбки: переливчатая тафта, атлас
|
6. В заключение надо рассказать и об одежде для сна. Удобная длинная ночная сорочка из плотного материала, украшенная кружевами, вышивкой, но с высоким вырезом, непрозрачная, с длинными рукавами. В общем, чтобы сладко спать, а не для соблазнения мужчин. Кроме того под сорочку надевались кальсоны, или подштаники (drawers). Поверх сорочки - для того, чтобы ночью подняться и полюбоваться на луну, - надевался халат, или роба, особого кроя, напоминающий мантию волшебника (robe).
Ночная сорочка, кальсоны, роба
1900 г.
|
Пеньюар
1930 г.
|
|
Использованы материалы из следующих источников:
1. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа. XIX-XX вв. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 144 с., ил.
2. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.: ил.
3. Нанн, Дж. История костюма, 1200-2000. Пер. с англ. Т. Супруновой. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 343, [1] с.
knowlesville.com
kalenhughes.com
fashion-era.com
|