Нижнее белье
Сорочка
Полный комплект нижнего белья
(сорочка, панталоны, корсет, турнюр)

           Рассказывать о женском нижнем белье мы будем с точки зрения Кристины Дааэ, пресонажа романа Гастона Леру "Призрак Оперы", действие которого происходит в начале 1880х годов, а также персонажа одноименного фильма Джоэля Шумахера, действие которого перенесено в 1870-е годы.

Статья © Banshee
Комментарии к тексту © их авторов (См. список литературы).

           1. Самыми интимными предметами женского туалета были панталоны (по-английски drawers) и сорочка (chemise). Их надевают в первую очередь, хотя я не уверена в какой последовательности. Насколько я понимаю, особо благочестивые девушки даже одевали сорочку поверх одежды и переодевались уже под ней, дабы ненароком не взглянуть на обнаженную плоть (сведения из фильма Magdalene Sisters). Итак, Кристина натягивает сорочку, главная функция которой - защищать кожу от корсета и наоборот. Сорочка представляет собой льняное или хлопковое платье без рукавов или с короткими рукавами, длиной по щиколотку. На ней может быть вышивка и кружева, шейный вырез низкий. Если действие происходит в 1870х годах, когда в моде узкий силуэт, то и сорочка будет узкой и недлинной. Укороченный вариант сорочки называется camisole - на русский переводится как лиф. У лифа та же функция - защищать кожу от корсета, - он достигает талии, и поэтому его очень легко перепутать с лиф-чехлом (cosert cover).

Белье украшали невероятным количеством декоративных элементов. Реформа верхней одежды с необходимостью повлекла за собой реформу женского белья, которая началась с сокращения количества одновременно надеваемых предметов путем соединения двух предметов в один, например, лифа с юбкой. Реформаторы способствовали тому, что корсетный лиф стал короче. К преобразованному лифу предлагалось пристегивать нижнюю юбку или панталоны.

           Возможно, что Кристина решила сэкономить и обзавестись симпатичной комбинацией - т.е. комбинацией сорочки и панталон. Cторонники реформы в одежде тут же взяли эту модель на вооружение, поскольку она показалась им весьма рациональной, но модницы сказали "фи!", и такие комбинации не считались модным предметом одежды вплоть до начала 20-го века. Хотя Кристина Даае выглядела бы в этой комбинации очаровательно.

Панталоны и сорочки из полотна, мериносовой шерсти, хлопчатобумажной ткани или нансука были объединены в комбинации в 1877 г. Комбинации были иногда с застежкой под шею и длинными рукавами для дня, к 1890-м их стали шить без рукавов и более изящными с рюшами, защипами, кружевной отделкой, лентами. Нижние рубашки, или майки, из цветного стирающегося шелка с чашками для поддержания бюста стали носить к 1875 г., а фланелевые панталоны с резинкой внизу, похожие на мужские бриджи, иногда заменяли обычные панталоны в 1890-х. [3]

Сорочка
Сорочка
 
Сорочка, 1878 г.
Сорочка
1878 г.
Сорочки, 1901 г.
Сорочки
1901 г.
Комбинация, 1905 г.
Комбинация
1905 г.
Лиф
Лиф
 
Нижнее белье
Нижнее белье
 
Нижнее белье
Нижнее белье
 

           2. Итак, Кристина надела сорочку и потянулась за панталонами. В 19-м веке женщины носили панталоны не всегда, но в 30-40х годах их уже точно носили, а с появлением кринолинов в 50-х без панталон было не обойтись, иначе можно было попасть в пикантную ситуацию (скажем, ветер сильный подует во время пикника или придется прыгать с сеновала :) ). Панталоны средне-викторианского периода доходят до колена или чуть выше, могут быть присобраны у колен и расшиты кружевами. Ммм, очаровательно. Но они как бы разрезаны надвое, половинки для каждой ноги скроены отдельно и соединяются завязками или пуговицами у талии, на спине. Таким образом шаговой шов (т.е. промежность) открыт, что может быть очень удобно в опеределенных случаях, о которых я, будучи дамой благовоспитанной, упоминать не стану. Но чтобы избежать зазора, панталоны сшиты с запАхом, из-за чего они выглядят мешковато. Даже когда панталоны стали цельными, они сохраняли мешковатость.
           Кстати, в этот период женские панталоны были табу, о них не упоминали в приличном обществе (если учесть их конструкцию, то такое отношение вполне объяснимо). Поэтому если бы после продолжительного проживания в подземельях м-ль Даае сообщила своему учетелю, что у нее, дескать, панталоны прохудились и может быть он купит ей новые, он, наверное, покраснел бы как институтка. Хотя кто знает, кто знает...

Панталоны были очень широкими внизу, отделанные широкими кружевами и прошивками; с продетой понизу лентой, которой панталоны можно было по желанию присобрать. [1]

Панталоны, 1880 г.
Панталоны
1880 г.
Панталоны, 1890 г.
Панталоны
1890 г.
Панталоны
Панталоны
 

           3. Наша героиня натянула панталоны и завязала их на спине, тихо проклиная эпоху в которую ее угораздило родиться, и теперь принялась за нижнюю юбку. Нижняя юбка выполняла две задачи: во-первых, обеспечивала теплоту и сохраняла скромность, во-вторых - придавала форму платью (поэтому форма нижней юбки соответствовала форме платья). Нижняя юбка, у Кристины, скорее всего одна - в моде стройный силуэт, чему и способствует узкая нижняя юбка, из льна или хлопка, на конском волосе для дополнительной поддержки. Некоторые дамы той эпохи вообще не носили нижнии юбки, только полоску кружев которая имитировала нижнюю юбку и крепилась под платье (т.е. непосредственно к нижней юбке самого платья). В 80-х годах после небольшого перерыва вернулся турнюр и юбки стали пошире. Кроме того, начиная с 60-х годов и до конца века в моде были красные фланелевые нижние юбки, которые, впрочем, сильно топорщились.
           4. Намучившись с корсетом (о котором рассказ в отдельной статье), Кристина потянулась за лиф-чехлом, или корсажем (bodice). Корсаж защищал корсет от верхнего платья, а также скрывал его от нескромных глаз. Щедро украшенный кружевами и вышивкой, корсаж (или лиф-чехол) спускался до талии или чуть ниже, расстегивался спереди и, в зависимости от моды, у него могли быть короткие или длинные рукава, или же они могли вообще отсутствовать.
           5. Ну и наконец чулки, куда же Кристине без чулок. Начиная с 1878 года чулки прикреплялись с помощью подтяжек к поясу, который надевался поверх корсета. С этого момента стало невозможным носить длинную сорочку под корсетом, иначе вышла бы неувязка с чулками. До этого времени чулки носили на эластичных подвязках.

Шелковые чулки считались роскошью, их надевали только в торжественных случаях, а тонкие фильдекосовые и более плотные хлопчатобумажные или шерстяные носили "на каждый день". До 1880-х они были в основном белыми или светлыми, в отличие от полосатых чулок 1860-х, но в начале 1880-х дети и женщины также носили черные чулки. В это десятилетие чулки стали более пестрыми: в черную и белую полоску или с вышитыми стрелками, а к концу 1890-х вышивки или кружевные вставки могли украшать подъем вечерних чулок. [3]

Лиф-чехол, 1910 г.

Лиф-чехол
1910 г.
Лиф-чехол, 1880 г.

Лиф-чехол
1880 г.
Лиф-чехол (справа) и корсет (слева), 1892 г.
Лиф-чехол (справа) и корсет (слева)
1892 г.
Нижняя юбка, 1890 г.

Нижняя юбка
1890 г.
Кружево нижней юбки

Кружево нижней юбки


Нижняя юбка c турнюром, 1896 г.

Нижняя юбка c турнюром
1896 г.
Нижняя юбка из батиста со съемным шлейфом (справа), 1882 г.
Нижняя юбка из батиста со съемным шлейфом (справа)
1882 г.
Нижние юбки: переливчатая тафта, атлас
Нижние юбки: переливчатая тафта, атлас

6. В заключение надо рассказать и об одежде для сна. Удобная длинная ночная сорочка из плотного материала, украшенная кружевами, вышивкой, но с высоким вырезом, непрозрачная, с длинными рукавами. В общем, чтобы сладко спать, а не для соблазнения мужчин. Кроме того под сорочку надевались кальсоны, или подштаники (drawers). Поверх сорочки - для того, чтобы ночью подняться и полюбоваться на луну, - надевался халат, или роба, особого кроя, напоминающий мантию волшебника (robe).
Ночная сорочка, кальсоны, роба, 1900 г.
Ночная сорочка, кальсоны, роба
1900 г.
Пеньюар, 1930 г.

Пеньюар
1930 г.



Использованы материалы из следующих источников:
           1. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа. XIX-XX вв. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 144 с., ил.
           2. Захаржевская Р.В. История костюма: От античности до современности. - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.: ил.
           3. Нанн, Дж. История костюма, 1200-2000. Пер. с англ. Т. Супруновой. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 343, [1] с.

           knowlesville.com
           kalenhughes.com
           fashion-era.com




Страница создана / изменена: 24 ноября 2012
© 2006-2024
Яндекс.Метрика